Шестнадцатый год ведет попечительскую деятельность в психоневрологической больнице № 1 Киева сестричество в честь афонской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» Кирилловского прихода Украинской Православной Церкви. Ежегодно оказывается духовная и материальная помощь пациентам 28 отделений, среди которых два детских, а также отделение для людей, преступивших закон и проходящих судебно-психиатрическую экспертизу. Всего сестричеством за год опекается более 11 тысяч больных.
Кирилловский приход был организован в 1993 году и стал
первым «больничным» в Киеве. Священным Синодом Украинской Православной Церкви неоднократно признавался одним из лучших на Украине.
Настоятель прихода – протоиерей Феодор Шеремета. В 1993 году батюшка служил в Покровском монастыре, и осенью по просьбе духовных чад пришел в Павловскую больницу, как называют психбольницу № 1 киевляне. Несколько будущих прихожан принесли стул и сосуд для освящения воды. Больница находится вблизи древней Кирилловской церкви (XII в.), известной всему миру своими уникальными фресками и художественными работами Михаила Врубеля и уже многие годы действующей как музей – храм был закрыт в 1926 году.
И вот впервые за 67 лет над этим уголком Киева звучали слова водосвятного молебна. Через некоторое время стали подходить пациенты больницы, которым разрешался свободный выход из отделений. Некоторые приближались к отцу Феодору и руками касались его рясы со словами: «А это настоящий батюшка?». После молебна отец Феодор стал раздавать крестики и иконки. Больные с радостью принимали святыни, крестились, кто как умел, восклицая: «Вот и к нам Бог пришел!.. Этого батюшку Христос прислал!.. И Матерь Божия…».
По сути, именно в тот осенний день Кирилловский приход и
начал свою душеспасительную деятельность. Главврач больницы Виталий Лисовенко откликнулся на инициативу православных. В здании старого клуба, где некогда
размещалась трапезная Кирилловского монастыря, было выделено помещение для совершения Богослужений. А затем церкви был передан в пользование и весь одноэтажный корпус, на то время пребывающий в аварийном состоянии. Несколько сестер по благословению настоятеля устроились работать санитарками в больничные отделения клиники, они же, а затем и другие сестры и братья стали приводить группы больных на Богослужения. Так начало свою деятельность сестричество милосердия.
Затем на территории больницы была построена благотворительная столовая. Под Киевом, в с. Тарасовка Барышевского района, возник приходской скит с храмом мученика Александра Римского. Здесь же приходом арендовано 60 гектаров пахотной земли для ведения сельскохозяйственных работ. Выращенным здесь, а также медом с пасеки, мясом и молочными продуктами обеспечивается благотворительная столовая, где ежедневно питается более 100 человек. Дело в том, что на обширной территории больницы «проживает» множество бездомных: выписанных бывших пациентов больницы, которым некуда возвращаться, хронических больных и просто бродяг, узнающих, что «возле той церкви харчи дают и одежду и могут обогреть». Некоторые из этой бродяжьей когорты снова становятся нормальными людьми и вливаются в трудовую православную общину. На самой территории больницы – она располагается на древних Кирилловских холмах, покрытых дубовым и смешанным лесом, – имеется так называемая «пустынька», тоже с садом, огородами, овощными хранилищами и пасекой. Здесь и трудятся «заблудшие овцы». Все эти начинания, в том числе и переоборудование старинного корпуса трапезной в новый храм Василия Великого, устройство библиотеки, местное радиовещание, издательская деятельность, – инициативы неутомимого отца Феодора Шереметы, опытного духовника и пастыря, выпускника Санкт-Петербургской академии, кандидата богословских наук и преподавателя литургики в духовных школах Киева. За эти 16 лет отец Феодор воспитал целую плеяду пастырей, многие из которых ныне – опытные протоиереи, настоятели
храмов, в том числе и больничных. Медперсонал больницы вскоре отметил улучшение состояния у пациентов, посещающих храм, участвующих в таинствах
исповеди и причастия. Так, одна из пациенток больницы, Тамара К., безуспешно проходящая лечение на протяжении нескольких лет, была выписана со значительным улучшением здоровья, а ныне она является одной из постоянных сестер сестричества и к врачам по поводу своего здоровья уже не обращается. Еще пример. Юноша и девушка, некогда пациенты больницы, стали посещать храм, пели на клиросе, а затем венчались в Кирилловской церкви и сейчас приводят своих деток на причастие, по-прежнему помогают отцу Феодору в его многогранной деятельности. И таких примеров множество:
определенный процент прихожан как раз и составляют бывшие пациенты больницы (в этом феномен Кирилловской общины), которые вспоминают свой недуг как кошмарный сон. Но ни настоятель, ни сестры милосердия, как правило, не возвещают громогласно об исцелениях: верующие знают, что у Бога все возможно, а неверующие объяснят факт
выздоровления в Церкви «благоприятным воздействием мелодичного пения и благолепия храма и психологическим влиянием священников» или «ошибкой в диагнозе».
Немного истории В Кирилловском монастыре, основанном великим князем Всеволодом Ольговичем в XII веке, начал свой духовный путь Cвятитель-чудотворец Димитрий Ростовский, прозванный российским Златоустом.
Как свидетельствует история, для Кирилловской обители всегда была характерна попечительская деятельность о «сирых и убогих». После упразднения монастыря Императрицей Екатериной II в 1786 году здесь был организован приют для военных инвалидов. Для него были использованы бывшие монашеские кельи. А в выстроенных тогда новых корпусах разместилась психиатрическая больница, которая до этого находилась на Подоле (ул. Константиновская, 6/8). В 1823 году в восточной части монастыря построен комплекс из трех архитектурных сооружений (архитектор И. Шарлемань), где разместились богадельни для бывших военнослужащих – участников Отечественной войны 1812 года и пожилых людей.
Перед революцией больница представляла собой целый медицинский комплекс с научными кафедрами, терапевтическим и хирургическим отделениями, здесь была даже открыта и акушерско-фельдшерская школа. Все же новые корпуса больницы на современной ее территории в 60 га построены уже в советское время.
Древний Кирилловский храм до революции действовал как больничный. На территории больницы долгое время проживали монахи и благочестивые миряне, ухаживающие за больными. Всего в Киеве под эгидой Церкви до революции действовало девять богаделен. Казалось бы, небольшая цифра, но если учесть, что в 1913 году население Киева составляло 150 тысяч человек (численность одного городского района сегодня), вырисовывается иная картина. Кроме того, под началом Церкви проводилась масса благотворительных акций. Церковь была душой и стержнем попечительства, милосердия, воспитания и образования народа. Но более 70 лет она была лишена прав заниматься делами милосердия, и ей приходилось это делать тайно. Например, при Покровском монастыре в хрущевское и брежневское время действовала богадельня для престарелых монахинь, куда часто определялись и благочестивые прихожанки, оказавшиеся на старости лет в одиночестве.
Тревожная статистика
Как уже говорилось, Кирилловский приход первым в Киеве возобновил благотворительную работу по уходу за больными. По существу, было положено основание для взаимодействия Церкви и государственных медицинских учреждениях.
Суровая статистика ВОЗ дает неутешительные цифры и прогнозы относительно роста психических заболеваний в мире. Одно из страшных последствий подчас скрыто протекающих душевных расстройств современного человечества – самоубийства. Недаром больше всего суицидов (более 25 случаев на 100 тысяч населения) как раз в странах с достаточно высоким материальным уровнем жизни, таких как Австрия, скандинавские страны, Швейцария, Германия, Япония. В этот печальный список попадает и не блещущая экономическими достижениями Украина. Больше всего суицидов зафиксировано в наших промышленных городах и районах, пострадавших от аварии на ЧАЕС, – в среднем 35 случаев на 100 тысяч населения. Однако социологи считают, что реальная цифра в два-четыре раза выше официальной статистики.
Число страдающих психическими расстройствами, увеличившееся за последние 30 лет втрое, будет расти и дальше. По прогнозам ВОЗ, к 2020 году психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, лидирующих по количеству людских трудопотерь. Эксперты ВОЗ считают, что в развитых странах мира в психиатрической помощи нуждается 5–10% населения. К 2020 году депрессивные заболевания обгонят нынешнего мирового «лидера» – болезни сердечно-сосудистой системы.
Особую тревогу вызывает рост психических заболеваний у
детей. На Украине это приобрело почти катастрофический характер. По статистике, заболеваемость нервной системы за период с 1992 по 2000 годы увеличилась на 43%, и эта цифра продолжает расти. Заболеваемость нервной системы у детей в следующие пять лет – с 2000 по 2005 год – повысилась почти на 30%. За годы учебы в школе число нервно-психических нарушений у детей увеличивается в полтора раза, доля больных детей с такими нарушениями, по данным некоторых исследователей, от 1-го до 8-го класса вырастает с 15 до 40%. При этом 68% детей школьного возраста курят, более 6% употребляют наркотики.
Поэтому в договоре, заключенном между Украинской Православной Церковью и Минздравом Украины присутствует пункт, касающийся и психических заболеваний в стране, ибо известно благотворное влияние Церкви при лечении подобных недугов. Доктор медицинских наук, профессор Михаил Беро, директор Донецкой областной психоневрологической больницы, уверен, что православная психотерапия, основанная на святоотеческом опыте, «вводит в царство подлинной терапии души, истоки которой ведут к Самому Христу и Его святым ученикам. Она представляет собой нравственно-религиозное направление психотерапии и
базируется на христианских непреходящих ценностях, цементирующих многие века саму основу государства с его самобытной культурой, науками, ремеслами, определяя и всю общественную жизнь». Врач считает, что возрождение православной психотерапии с участием Церкви в работе с больными с расстройством психики и нервными заболеваниями отражает насущную потребность нашего больного и глубоко трагичного времени перемен, внесшего хаос и разброд в умы человеческие.
Сестричество
Три года тому назад старшая сестра сестричества Любовь Андреевна Шинкаренко приняла обязанности у своей предшественницы – Екатерины Андреевны Бортковой, исполнявшей послушание старшей сестры на протяжении пяти лет. Ныне Екатерина Андреевна – монахиня Предислава, насельница старинного Флоровского монастыря на Подоле, где в свое время принял благословение юный Прохор Мошнин – будущий светильник земли Русской преподобный Серафим Саровский. Собственно, духовная взаимосвязь пронизывает все древние киевские храмы и обители, как правило, игравшие особую роль в духовном становлении подвижников Христовых. И для обителей этих, ведущих свою историю с времен Крещения Руси и деятельности равноапостольного великого князя Владимира, характерны дела милосердия и попечительства о «страждущих, болящих, сирых и убогих». Не случайно сам Великий князь-креститель, до крещения жестокий язычник, именовался в народе Красным Солнышком – за великую любовь и сострадание к бедному люду – качества, которые дарованы ему были Богом с благодатью святого крещения.
Древние патерики рассказывают нам о случаях чудесных исцелений умалишенных. В пещере преподобного Антония Печерского сохранялось железное кольцо в стене, к которому привязывали одержимых, страждущих от нечистого духа. Да и сейчас киевские пещеры с мощами преподобных привлекают к себе тысячи людей, среди которых множество недужных.
С первых дней деятельности сестричества «Отрада и Утешение» сами больные стали утверждать, что после посещения храма и особенно после принятия святых даров плоти и крови Христовых они получали огромное облегчение.
– Я была человеком светским и далеким от Церкви, но уже тогда вняла призыву Господа быть православной христианкой и служить Ему в делах милосердия, – рассказывает Любовь Андреевна Шинкаренко. – Переехав в Киев с мужем, офицером в отставке, я стала посещать Киево-Печерскую лавру и там услыхала о Кирилловском приходе, который опекает психически больных людей. Мне очень захотелось как-то помочь этим несчастным. Пришла я в Кирилловскую и обратилась к отцу Феодору с просьбой дать мне какое-нибудь послушание. Он посмотрел этак на мой
элегантный вид (а я тогда любила выглядеть эффектно), покачал головой и сказал: «Уж не знаю, какое вам послушание дать. Нет у нас для вас послушания…». Я очень огорчилась, пошла в храм и начала слезно молиться. Затем снова пришла к отцу Феодору с тем же вопросом, и он вторично меня отправил восвояси. Как я понимаю, мудрый духовник испытывал мое намерение. Я уж и дома взмолилась Божией Матери. И думаю: ну, если в третий раз откажет, значит, нет воли Божией. Прихожу и говорю: «Батюшка, я все могу делать, хоть полы мыть, тряпки стирать…». А он так удивленно: «Полы мыть?» – и обратился к сестрам храма: «Дайте ей ведро и тряпку, пусть моет». И ушел. Я была, как говорится, на седьмом небе. Уж и драила эти полы с таким старанием, а отец Феодор проходит мимо, смотрит, улыбается и ничего не говорит. В общем, прошла я послушание уборщицы на отлично, так что вскоре батюшка благословил мне быть сестрой милосердия. Так Господь привел меня к этому богоугодному делу. Но одного желания помогать ближним мало, нужно еще набраться терпения, просить у Господа помощи и сил, претерпеть разного рода искушения. Ибо враг рода человеческого не терпит таких дел и начинает творить козни. Только исповедь и откровенные беседы с духовником помогают преодолевать трудности. Ведь дело мы имеем с людьми, у которых больна душа. И для работы с такими страждущими нужно, в первую очередь, к себе самой быть очень внимательной.
В сестричестве 18 сестер милосердия. Это женщины разного возраста и разного рода занятий. Многие с высшим образованием: юристы, педагоги, экономисты. Большинство из них совмещают трудовую деятельность с послушанием в сестричестве. Как правило, в воскресные и праздничные дни они собираются всем составом, а в будние дежурят по очереди. Но они бы никогда не справились с таким объемом работ, если бы не помощники из числа прихожан. Например, раз в месяц на приход приезжает группа пожилых женщин-пенсионерок, которые из своей пенсии выделяют средства на покупку продуктов. Как правило, покупают качественное сало и готовят из него паштеты с чесноком и петрушкой, привозят на машине хлеб и другие продукты и потом делают бутерброды, которые разносятся по отделениям.
Любовь Андреевна ведет небольшую статистику для учета, и оказалось, что в месяц приготавливается и разносится больным около 80 тысяч бутербродов. Нашлись и благодетели среди представителей бизнеса, регулярно присылающие продукты.
Глядя на труды этих смиренных женщин в белых одеждах с
красными вышитыми крестами, невольно вспоминаешь слова из Нагорной проповеди Спасителя: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5.7).
Святки и Пасха
С рождественской звездой, иконами и пением колядок направляются ученики воскресной школы, возглавляемые духовенством и сестрами милосердия, к отделениям больницы. Приходской микроавтобус, груженный коробками с рождественскими подарками, иконками, святой водой и свечами, следует за ними. В детские отделения везутся еще игрушки, настольные игры, альбомы для рисования, фломастеры и карандаши, детские Библии. Мне доводилось принимать участие в этих праздничных волонтерских шествиях и видеть, с какой радостью встречали прихожан больные, томящиеся за закрытыми дверями отделений больницы. Как оживали их лица и блестели потухшие от болезни и медикаментов взгляды, как они радостно крестились и дружно отвечали на рождественское приветствие «Христос рождается!»: «Славим Его!». И на Пасху в больничных палатах и столовых звучат благовестные слова: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!».
Сергей Герук
Источник: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/29700.htm |