Слово архимандрита Пантелеимона (Шатова)
при наречении во епископа Орехово-Зуевского,
викария Московской епархии
20 августа 2010 года, по окончании всенощного бдения в
Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря, Святейший Патриарх
Кирилл совершил чин наречения архимандрита Пантелеимона (Шатова) во
епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии. Архимандрит
Пантелеимон обратился к Святейшему Патриарху и сослужащим архиереям со
ставленническим словом.
Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Достойные
преемники апостолов Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в этот мир
спасти грешников, из которых я первый!
Вы собрались сегодня, чтобы назвать меня своим собратом и сослужителем,
чтобы меня возвысить до участия в вашем собрании. Мне стыдно и неловко
что-то говорить в вашем кругу, кругу святителей Божиих, богомудрых
хранителей веры Православной, через которых на земле является воля
Божия. Послушание Святейшему Патриарху и Священному Синоду понудило меня
прийти в ваше собрание. Отвечая на Ваш призыв, Ваше Святейшество,
кающимся грешником пришел я к Вам, и Вы не возгнушались моей нечистотой,
но разрешили меня от грехов, облекли в ангельский образ, даровали мне
новое драгоценное имя, богомудрым словом наставили на путь монашеского
жития и возвели в сан архимандрита. Вот и сегодня Вы, Ваше Святейшество,
вновь призвали меня для наречения во епископа Орехово-Зуевского.
Со страхом и трепетом и сознанием своего крайнего недостоинства пришел я
сегодня сюда. Когда Вы, Ваше Святейшество, впервые сказали мне о своем
намерении призвать меня на новое служение, на все мои недоумения и
вопросы Вы ответили кратко: «Доверьтесь Патриарху». Я доверяюсь Вам,
Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, потому
что верю, что через Вас меня призывает Господь.
Почти сорок лет тому назад Бог, в Которого я не верил, но Которого уже
вопрошал и Которого призывал в самые трудные моменты жизни, явил мне во
сне, но явственней, чем наяву, куда ведет меня моя греховная,
исполненная гордости и беззакония жизнь. Я падал в бездну, кромешная
тьма окружала и пронизывала меня. С каждым мгновением нарастал ужас, и
ничто не могло мне помочь. Видение кончилось, какая-то сила вернула меня
в наш обычный мир, который по сравнению с реальностью пережитого
казался мне картонной декорацией. Я поверил в Бога и крестился, и вот
уже почти сорок лет я погружаюсь в иную бесконечную бездну — бездну
Божественной любви. Господь покрывает все мои грехи, Господь самые
тяжелые скорби претворяет в радость, Господь в болезни дает утешение
большее, чем в здравии. Перед этой бездной Божественной любви все мои
грехи оказываются ничтожными и ничего не значащими.
Послушанием Святой Церкви я должен ответить на эту любовь. Я знаю, что
Господь призывает меня не к славе и богатству, не к почестям и
успокоению, а к самоотвержению и служению людям, нуждающимся в любви и
заботе.
Я тоже, как нищий в замечательном приточном образе Симеона Нового
Богослова, получил золотую монету, и не одну, а был буквально осыпан
золотом. И я тоже хочу бежать к тем моим собратьям, которые не причастны
этому духовному богатству, и каждому из них сказать — вот этот Господин
одаривает нищих, просите у Него, Он и вам даст так же, как дал мне.
Свою любовь ко мне Господь являл прежде всего в людях, которых посылал
мне на моем жизненном пути. Один из них, дивный старец Тихон Пелих,
однажды, смеясь, сказал мне, молодому женатому сельскому священнику:
«Будете епископом». Первый шаг к архиерейскому служению, монашеский
постриг, был совершен Вами, Ваше Святейшество, в день блаженной кончины
отца Тихона, 17 июля.
Отец Павел (Троицкий), которого я почитаю как великого святого ХХ века,
после смерти моей жены, когда я думал о монашестве, написал мне, что
менять в жизни ничего не нужно. Я мысленно прошу благословения у отца
Павла на совершающиеся со мною изменения и верю, что они совершаются по
воле Божией.
Сегодня я вспоминаю и благодарю всех живых и усопших, согревавших меня
любовью, служивших, помогавших мне, вразумлявших, воспитывавших меня. В
первую очередь мою маму, не знавшую Христа, но самозабвенно любящую
меня, явившую мне своей любовью в детстве образ рая.
Господь сподобил, чтобы мое наречение и рукоположение совершилось на
святой земле Соловецкой, земле освященной и обильно политой пóтом
преподобных и кровью новых мучеников. Здесь великие архиереи становились
бесправными узниками земного ада, а я, недостойный, буду возведен вами,
святители Божии, на высочайшую степень священства, чтобы помогать
словесным овцам войти во врата рая. Новые мученики и исповедники
Российские, вашим подвигом и вашими молитвами Церковь Русская
освободилась от безбожного ига, молитесь обо мне, чтобы я, восприняв
благодатный дар архиерейства, отложил самолюбие, сомнение и боязнь и до
конца своей жизни безропотно нес иго Христово, хотя бы в малейшей
степени подражая всем пострадавшим за православную веру.
Завтра я склоню перед престолом Божиим свою голову, и Вы, Ваше
Святейшество, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства,
возложением Святого Евангелия и Вашими святительскими молитвами
низведете на меня дар епископской благодати, которая уврачует немощи
моей души, восполнит скудость моего ума и сердца для совершения нового
служения, к которому призывает меня Святая Церковь.
Я прошу Вас, Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и
Преосвященства, усердно помолиться обо мне, чтобы, переоблачив меня в
другие одежды, изменив мое имя, Господь изменил бы и мое сердце и
просветил мой ум познанием Святой Троицы. «Дело диакона исправляет тот,
кто намащает ум на священные подвиги и отгоняет от него страстные
помыслы; дело пресвитера — кто просвещает ум познанием сущего и
уничтожает лжеименное знание; дело епископа — кто завершает усовершение
ума святым помазанием ведения поклоняемыя Святыя Троицы».
Прошу ваших святых молитв, чтобы и на мне исполнились эти слова преподобного Максима Исповедника, чтобы я за множеством дел и попечений никогда не
забывал главное дело архиерейского служения — содействовать умножению в
этом мире любви и знания Бога, в Троице покланяемого, Отца и Сына и
Святаго Духа. Аминь.
+++
Архимандрит Пантелеимон (Шатов) хиротонисан во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии
21 августа 2010 года, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. За Литургией архимандрит Пантелеимон (Шатов), председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, был хиротонисан во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии.
Архиерейскую хиротонию совершили Святейший Патриарх Кирилл и сослужащие Его Святейшеству иерархи: митрополиты Кишиневский и всея Молдавии Владимир; Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископы Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон; Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодальной комиссии по делам монастырей; епископы Тираспольский и Дубоссарский Савва; Архангельский и Холмогорский Тихон; Кагульский и Комратский Анатолий; Хынковский Петр; Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; Бельцкий и Фэлештский Маркелл; Подольский Тихон, руководитель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии.
Протоиерей Аркадий Шатов был избран викарием Московской епархии с титулом Орехово-Зуевский решением Священного Синода от 31 мая 2010 г. (журнал № 41). 17 июля 2010 г. в домовом храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры, освященном во имя святого праведного Филарета Милостивого, отец Аркадий был пострижен в малую схиму и наречен Пантелеимоном в честь святого великомученика и целителя. Возведен в сан архимандрита 18 июля 2010 г. на малом входе Божественной литургии в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 20 августа 2010 года по окончании всенощного бдения в Преображенском соборе Соловецкого монастыря состоялся чин наречения архимандрита Пантелеимона (Шатова) во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии.
Соловки. 21/8 ст.ст. августа 2010 г.
+++
Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Пантелеимону, епископу Орехово-Зуевскому
21 августа 2010 года, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. За Литургией архимандрит Пантелеимон (Шатов), председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, был хиротонисан во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии. Вручая архиерейский жезл новохиротонисанному владыке, Святейший Патриарх Кирилл обратился к нему с напутственным словом.
Преосвященный епископ Пантелеимон!
Всеблагим Промыслом Божиим, зовущим делателей на ниву Христову, и решением Священного Синода ты призван к высокому епископскому служению. Ныне при возложении на твою главу Евангелия и архиерейских рук тайнодействием благодати Святого Духа ты стал нашим собратом и сослужителем. Велико и ответственно епископское служение Церкви Христовой. По преемству от святых апостолов епископ — «соль земли» и «свет мира» (Мф. 5.13-14). Обращаясь к Своим ученикам и последователям, Господь говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5.16). Отныне, как архипастырь словесного стада Христова, ты всегда должен являть собой живой пример благочестия, терпения, воздержания, кротости, любви и доброделания. Да запечатлеваются в твоем сердце слова Господа: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9.13). Опытом тридцатилетнего приходского служения ты постиг, что всякое дело и слово, не согретое любовью, становится по слову апостола «медью звенящей или кимвалом звучащим» и нет в нем никакой пользы (см. 1 Кор. 13.1-3). С усердием служа в Москве и в Подмосковье, ты не искал ни власти, ни почестей. Господь помогал тебе созидать не только приходскую жизнь, но и благочестиво устроять домашнюю церковь: вместе с почившей матушкой ты воспитал четырех дочерей, которые ныне растят одиннадцать внуков. В атмосфере взаимной любви и христианской простоты ты терпеливо трудился на различных поприщах: став настоятелем храма святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице, имел духовное попечение о созданном при нем Свято-Димитриевском сестричестве, а затем и об одноименном училище милосердия; ты возглавлял Комиссию по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы, а в марте сего года был назначен председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Таким образом, диакония на протяжении многих лет была существенной составляющей твоего призвания. Сердцеведец Господь призрел на твой труд и смирение, и сегодня ты возведен в епископский сан, благочестное пребывание в котором, надеюсь, преумножит твои силы. Как Патриаршему викарию отныне тебе надлежит являть высочайшее достоинство послушания, соработничать Предстоятелю Церкви в его служении Богу и людям. Верь, твердо верь, что Пастыреначальник Христос, подавший труды, щедро подаст и силы. Да не смущается сердце твое и да не устрашается (см. Ин. 14.1). Если священство есть дар любви, то епископство — дар сугубой любви. В центре твоей жизни всегда должна быть Божественная литургия. Совершая это общее соборное делание, памятуй о необходимости продолжать его делами милосердия, а посему проси Всещедрого Бога о ниспослании терпения, от которого, по слову апостола Павла, происходит опытность, «от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5.4-5). «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7.7). Литургией после Литургии можно назвать то служение, которое призван осуществлять возглавляемый тобою Синодальный отдел в масштабах всей Церкви. Нелегко и ответственно это служение. И мы воочию убедились в этом совсем недавно, когда сотрудники твоего отдела, а также сотни добровольцев, откликаясь на Божий призыв, пошли, охваченные пламенем пожаров, к тем, кто страдал, принесли им то, что было необходимо, разделили с ними свою веру и свою любовь. Это делание нуждается в людях доброго сердца и чуткой души, способных сострадать и утешать, «радоваться с радующимися и плакать с плачущими» (Рим. 12.15). Сегодня, как и всегда, Церковь возвещает правду Божию и ничего, кроме этой правды, — нравится это людям или не нравится, принимают они это слово Церкви или отвергают, преклоняют свои сердца пред Божественной правдой с надеждой и любовью или с насмешкой и презрением отвергают ее. Как в прошлом, так особенно и в настоящем спасительная миссия Церкви не может быть ограничена стенами или оградой храма. Идти к страждущим, идти к нуждающимся, идти к заблудшим — таково служение епископа, и оно ныне возложено на тебя как твое первое и последнее и главное послушание Богу. Да откроется в тебе обильно благодать Святого Духа с верою и любовью во Христе Иисусе, по слову апостола (1 Тим. 1.14). Труды твои да будут благотворными, проникнутыми духом Евангельского учения, церковного предания и святоотеческого наследия. Как викарий Патриарха, ты будешь не только нести заботу о вверенном тебе служении милосердия в общецерковном масштабе, но и помогать Патриарху в окормлении московской паствы именно через это архипастырское служение, будешь обогащаться опытом епископского служения как служения надзирания за верными, как служения собирания словесного стада; и пусть Бог будет тебе в помощь! Прими от меня сей жезл как видимое свидетельство твоей епископской власти и благослови предстоящих людей, молитвенно соучаствующих в твоей личной Пятидесятнице. Аминь.
Источнмк: Патриархия.ru
|