26 апреля 2010 года, на 80 году своей земной жизни преставился о Господе один из самых ярких иерархов Русской Зарубежной Церкви – единоверческий епископ Ирийский Даниил (в миру Дмитрий Борисович Александров). Эта скорбная новость, которую мне сообщили, не была неожиданной. Владыка очень давно и очень тяжело болел. Да и, как известно, 21 апреля Первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион (Капрал) в ходе архипастырского телефонного совещания доложил Преосвященным членам Архиерейского Синода Зарубежной Церкви о тяжелом состоянии здоровья епископа Ирийского Даниила с просьбой молиться о его здравии и спасении. Но все равно информация об упокоении владыки свалилась на голову подобно снежному кому. И такой же ком, при получении этой вести, образовался в горле. И до сих пор не растаял. Немногочисленные российские единоверцы, потерявшие своих первых и последних архипастырей, дарованных им Поместным Собором 1917-1918 гг., в годы репрессий, на протяжении двух десятилетий знали, что далеко за океаном, где-то в штате Пенсильвания, есть во всем единомысленный им епископ. Да, в Русской Православной Церкви Заграницей, евхаристическое общение с которой было восстановлено лишь три года назад. Но разве это мешало православным старообрядцам, находящимся в лоне Русской Православной Церкви, возносить молитвы за этого человека? Разве что-то мешало нам считать его (наряду с местными архипастырями) своим отцом и владыкой? Да и что утаивать, еще до воссоединения наших Церквей епископ Даниил неофициально приезжал в Россию, посещал нас, единоверцев, молился вместе с нами (хотя, разумеется, не литургисал). Да и некоторые российские единоверцы неоднократно посещали владыку в Ири. Но многие годы мы могли только мечтать о том, что настанет тот день, когда единоверческие священнослужители Московского Патриархата и Зарубежной Церкви соединятся вместе в Таинстве Святой Евхаристии. Мне бы не хотелось сейчас подробно останавливаться на тех моментах, которые так любят смаковать антицерковные порталы, но не упомянуть их тоже нельзя. Да, будучи глубоким знатоком церковной истории и канонических правил, владыка Даниил очень осторожно относился к процессу воссоединения РПЦ и РПЦЗ. Да, он опасался, что произойдет не воссоединения, а присоединение Зарубежной Церкви к Московскому Патриархату. Да и по-человечески понятно, что наверняка в его памяти еще не остыли воспоминания о том, как его отца расстреляли большевики, а он с матерью был вынужден в годы Великой Отечественной войны бежать из родной Одессы на чужбину. Однако все те жесткие заявления, которые от имени владыки делались противниками церковного единства уже после подписания Акта о воссоединении, как оказалось, были ложными. И сам же епископ Даниил вскоре это опроверг не только на словах, но и на деле, когда уже в июне 2007 года направил в Россию делегацию, состоящую из нескольких клириков, «для укрепления связей с единоверческими общинами Русской Православной Церкви». Именно тогда, летом 2007-го, состоялось мое первое знакомство с православными старообрядцами из Америки. Среди них были настоятель единоверческого храма Рождества Христова города Ири протоиерей Пимен Саймон (бывший наставник большой беспоповской поморской общины штата Пенсильвания, которая в значительной степени стараниями о. Димитрия Александрова – будущего епископа Даниила, присоединилась к РПЦЗ) и игумен Иоанн (Берзинь), который год спустя в сослужении нескольких архиереев Зарубежной Церкви, включая владыку Даниила, и множества духовенства (включая большую единоверческую делегацию из России) в величественном Ирийском Христорождественском храме был поставлен во епископа Каракасского и Южно-Американского. И это было воистину Торжество Единоверия! Но сегодня епископа Даниила уже нет вместе с нами. Предстоя перед Спасителем, он, несомненно, отвечает перед Ним не только за себя, но и за всех нас. И больнее всего то, что своими грехами мы виновны и перед Всевышним, и перед новопреставленным владыкой.
Прости нас, Господи! Прости нас, владыко святый! Вечная твоя память! Покой Господи, душу раба Своего епископа Даниила. И елика в житии сем, яко человек согреши, Ты же яко Человеколюбец Бог, прости его и помилуй. И вечныя муки избави. И Небесному Царствию причастника учини. И душам нашим полезная сотвори.
Главный редактор экспертно-аналитического портала социологического факультета Московского университета «Фонд имени Питирима Сорокина», ответственный редактор журнала консервативной мысли «Русское время», член Приходского собрания московского единоверческого храма Святителя Николы в Студенцах Михаил Тюренков
|