В ризнице Московской Покровской общины сестер милосердия до революции хранился серебряный позолоченный крест весом 60 г, высотой 9 см, шириной 6,5 см и толщиной 1 см, выполненный по типу трилистного геральдического прямого креста. К кресту была прикреплена серебряная позолоченная цепочка с клеймом 84 пробы 1870 г., длиной 80 см и весом 30 г. Вот как выглядел этот крест:
Внутри крест был полый и разделен серебряными перегородками на 9 хранилищ для святынь. В хранилищах находились части святых мощей следующих Угодников Божиих: 1 - святых благоверных Великих Князей Андрея Боголюбского и сына его Глеба (сына и внука Великого Князя Киевского Юрия Владимировича Долгорукого-Мономаха), и прп. Сергия Печерского Чудотворца; 2 - святой великомученицы Варвары, (почивавшей в Киево-Михайловском монастыре), и прп. Евфросинии, княжны и игумении Полоцкой (почивавшей в Феодосиевой пещере Киево-Печерской Лавры до переноса ее святых мощей в Полоцк); 3 - прп. Нестора Летописца; 4 - прп. Анатолия Печерского; 5 - прп. Василия и прп. Никона Печерских; 6 - прп. Моисея Печерского; 7 - прп. Иоанна Многострадального Печерского; 8 - Cвятителя Алексия, митрополита Киевского и прп. Стефана, схимонаха; 9 - прп. Лукиана Печерского, прп. Нила Столбенского Чудотворца (причисленного к лику святых в 1667 г.) и частица деревянного гроба Святителя Димитрия Ростовского (уроженца и постриженника Киевского).
Принимая во внимание тот факт, что большинство святых мощей, находившихся внутри креста, имели отношение к городу Киеву, старший священник Московской Покровской общины сестер милосердия протоиерей Николай Соколов предположил, что первоначально святыни были собраны в Киеве кем-то из монашествующей братии Киево-Печерской Лавры и положены в этот крест, который затем мог быть дан в благословение кому-либо из благочестивых и знатных малороссов, поступивших на службу в Великороссию и привезших святыню в Москву. Исходя же из того, что серебро креста было без пробы, а изображения Скорбящего Бога Отца, Плачущих при Кресте с платами у лиц Богоматери и Иоанна Богослова, отвернувшегося влево от Распятого Христа, и четыреконечного креста со свитком на нем вместо доски, напоминали изображения Римско-католической церкви XVII столетия, - протоиерей Николай предположил, что и настоящий крест был изготовлен в XVII веке, во время унии, а впоследствии в него были вложены частица святых мощей прп. Нила (в XVII в.) и частица гроба Святителя Димитрия Ростовского (в XVIII в.).
В то же время, имея в виду год изготовления клейма на цепочке - 1870-й - год Высочайшего утверждения Московской Владычне-Покровской общины сестер милосердия и начала активного строительства этой обители, можно предположить что таким знатным и благочестивым владельцем креста-мощевика могла вполне быть основательница и строительница общины - игумения Митрофания, которая была духовно тесно связана с Киево-Печерской Лаврой и являвшаяся прямым потомком святого равноапостольного Великого Князя Владимира, крестившего Киевскую Русь 1020 лет тому назад. Да, так уж не здорово получилось у Святейшего Правительствующего Синода Российской Православной Церкви в 1876 году: потомка равноапостольного Великого Князя лишили сана игумении и монашеского звания, да так до конца ее славной и печальной земной жизни и не вернули...
Где ныне находится эта святыня - неизвестно. По акту Комиссии по охране памятников искусства и старины № 122 от 01.07.1919 г. среди икон и богослужебных предметов храма Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском этот крест-мощевик не числился.
|