Непростой разговор о милосердии, недвижимости и исторической справедливости
Если ехать из Москвы на электричке с Казанского вокзала, то вскоре справа по ходу поезда на какие-то секунды совсем близко промелькнет силуэт окруженного невысокими домами древнего храма… Это церковь Покрова в Рубцове – храм некогда большого дворцового села Покровского (о существовании этого села мы и сейчас вспоминаем
спускаясь в метро и слыша объявление: «Переход на Арбатско-Покровскую
линию» – ветка метро между станциями «Бауманская» и «Электрозаводская»
проходит как раз по территории Покровского и потому вся линия
получила название по нему). Храм был построен в начале XVII века в
пригородной усадьбе Михаила Федоровича – первого русского Царя из рода
Романовых; рядом был и его дворец – а храм являлся собором царской
резиденции. В истории села и потом было много замечательного: в середине
XVIII в. здесь до восшествия на престол жила дочь Петра I Елизавета
Петровна, для нее по проекту Растрелли близ храма был построен
каменный Покровский дворец.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове
С 1761 г. храм стал приходским. Затем село вошло в состав Москвы, а
рядом с Покровским храмом выросла большая Никольская церковь. И вот, в
1872 году по благословению митрополита Московского и Коломенского
Иннокентия (Вениаминова) и Высочайшим повелением Императора Александра II при Покровском храме была открыта община сестер милосердия – первая в Москве. Главным зданием общины стал восстановленный и капитально перестроенный Покровский дворец.
Главный корпус Московской Покровской общины сестер милосердия (бывший Покровский дворец)
К тому времени уже был опыт создания таких общин в Петербурге, но
далеко не всем нравилось то, что при устроении общин в основном
копировались западные образцы. Покровская община стала первой,
основанной на православном фундаменте. Община имела монашеский уклад жизни, хотя формально и не являлась женским монастырем (сначала она считалась приписной к Серпуховскому Владычному монастырю, но вскоре стала
самостоятельной), возглавлялась игуменией. Первой игуменьей была матушка
Митрофания (баронесса Прасковья Розен), в начале 20-го века обитель
возглавляла известная подвижница игумения Ювеналия (в схиме Фамарь)
Марджанова. Кстати, значение таких общин м. Митрофания видела не только в
делах благотворительности, но и в идейном противодействии распространяющемуся в обществе нигилизму, отходу от веры. Обезбоженное общество жестоко ей за это отомстило. Обвиненная в подделке векселей, игумения Митрофания была арестована. Либеральная пресса раздула страшный скандал, который скомпрометировал всё дело организации епархиальных или каких-либо иных церковных общин сестер милосердия. С того времени община уже не получала церковной поддержки – впоследствии общины сестер милосердия учреждались Царствующим Домом, частными жертвователями либо Российским обществом Красного Креста
(РОКК). Однако, благотворителями Покровской общине было пожертвовано много земли, на которой позже появились новые здания, а в Покровском дворце были освящены два домовых храма. Со временем, на землях общины
возникали новые здания, где несли службу и жили сестры милосердия. Здесь были школа фельдшеров, дом престарелых, аптека, амбулатория (поликлиника) для неимущих. При общине действовал детский приют, ясли, детский сад, 6-классная школа. Была даже школа шелководства. За время своей жизни Покровская община спасла и воспитала тысячи сирот, подготовила квалифицированных и бесстрашных сестер милосердия,
оказывавших медицинскую помощь раненым и больным на фронтах, в госпиталях, больницах, на дому, молитвенно напутствовавших их в последний путь. Община бесплатно раздавала лекарства бедным людям. Затем стали возникать и другие подобные общины, самая известная из которых – Марфо-Мариинская на Большой Ордынке. К 1908 г. в общине состояло 20 монахинь и 210 сестер милосердия. В память 300-летия царствования Дома Романовых при Покровской общине была выстроена и оснащена «Романовская больница для монашествующих» с храмом во имя прп. Михаила Малеина. Деньги на
строительство поступили от монастырей Московской епархии. Больница и
храм были освящены 27 декабря 1913 года митрополитом Московским Макарием
(Невским) и епископом Серпуховским Анастасием (Грибановским), в присутствии вмц. Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и сщмч.
Иоанна Восторгова. Однако вскоре больница стала использоваться совсем
по другому назначению - началась Первая мировая война. 3 декабря 1914
года Покровскую общину посетили Императрица Александра Феодоровна с
Великими Княжнами Ольгой и Татианой – будущие святые царственные мученицы. На тот момент в Романовской больнице находились на
излечении 148 раненых. После прихода к власти большевиков, община была закрыта, ее здания постепенно занимались различными организациями и жильем, но все же окончательно властям удалось уничтожить очаг христианской проповеди и милосердия лишь к 1934 году, когда был окончательно закрыт Покровский
храм. Однако, несмотря на годы лихолетья, добротно выстроенные здания общины в основном уцелели. Сейчас это не только сам храм Покрова (Бакунинская, 83), но и дом причта по адресу Бакунинская 94, еще один
дом причта (по адресу Переведеновский пер., д.24), здание бывшей
Романовской больницы (ул.Гастелло, 42), наконец, основной комплекс
зданий общины (ул. Гастелло, 44) с существовавшим в нем домовым
Воскресенским храмом, а также сохранившиеся доходные дома на Покровке и в
Сокольниках, еще несколько участков земли…
Покровский дворец с храмом Воскресения Христова Ул. Бакунинская, д.94. Дом причтаЗдание на улице Гастелло
Сейчас здесь
располагается гинекологическая больница №1
В советское время в Покровском храме, имеющем прекрасную акустику, располагалась хоровая капелла имени Юрлова, а многочисленные дома были использованы под больницы, под жилье и как административные здания… В
Покровском дворце находится Институт реставрации.
Институт реставрации
Новое время не сразу принесло изменения. Зарегистрированный в 1992
г. приход много лет добивался освобождения храма, так что богослужения
в нем начались фактически только в 2003 г. Передача же хотя бы
небольшой части гражданских строений обители затянулась на годы.
Только в 2009 году дом причта был передан вновь учрежденному в июле
2009 года Патриаршему центру древнерусской богослужебной традиции. Вообще, весь этот район, к сожалению рассеченный пополам веткой Казанской железной дороги, имеет вид церковного острова в суетливой
столице – рядом стоят два больших храма, в окружающих домах – еще 5
домовых храмов, на соседних улицах сохранились строения и других
богаделен и общин милосердия…
Новая жизнь, новые вопросы
Впрочем, история с многочисленными зданиями Покровской общины
продолжается и поныне. Есть инициативная группа, уже не один год
заявляющая о необходимости возродить Покровскую общину как один из
центров милосердия и помощи обездоленным. В своем обращении члены
инициативной группы пишут: «Сейчас, когда в нашем Отечестве миллионы
сирот, из них десятки тысяч – в Москве, когда мировой финансовый кризис больно ударил по малоимущим слоям населения, – такие пристани милосердия и православного воспитания гибнущих детей как никогда очень нужны! Под лежачий камень, как известно, вода не течет. Чем больше будет голосов в поддержку возобновления Московской Покровской общины сестер милосердия, тем более надежда быть услышанными». Инициативная группа предлагает выселить только что образованный
Патриарший центр изучения богослужебного наследия куда-нибудь
(например, на Рогожское кладбище, где был первый в Москве
единоверческий приход, но, кроме храма, других зданий православной
церкви там не принадлежит), а также добиваться возвращения в
установленном порядке всех зданий Покровской общины (которые и сейчас
заняты жильем и множеством государственных и коммерческих
организаций). И здесь возникает серьезный вопрос. То, что говорится в обращении о благотворительности и любви к ближним – безусловно, очень правильно и своевременно. Устройство дел милосердия – явление архиважное и для современного общества, и для современной церкви – обретающей ныне в полноте свое служение (вспомним, что забота о нуждающихся была с самого начала присуща первохристианской апостольской общине). Миссия через дела милосердия – особенно доходчива. Еще это способ дать многим молодым людям, чающим служения Богу, такую возможность. Конечно, эти дела требуют и гос.оформления, и помещений. Наверное, и благосклонность московских властей может быть использована. Только вот не хотелось бы, чтобы все превратилось бы на годы в большую имущественную тяжбу, а забота о милосердии были бы вынесена за
скобки. Есть здесь соблазн – увлекшись строительством, ремонтом и возвращением собственности забыть о том деле, ради которого все
начиналось. Отдав первенство стенам, посчитать, что люди-делатели и
так найдутся. Получится, что главное – получить здания, а там видно
будет? Симптоматично, что обращение инициативной группы не нашло ответа
ни в Московской Патриархии, ни в Отделе внешних церковных связей, ни в
Синодальном отделе по церковной благотворительности, не было
поддержано Архиерейским Собором 2008 года.
Больше вопросов, чем ответов Однако, вопрос о современном служении милосердия – очень важный, но
при этом не простой и многоплановый. Что такое община милосердия
сегодня? Монастырь с некоторыми элементами заботы о немощных и бедных?
Или полноценное медицинское учреждение? Или вариант хосписа и
детского дома под одной крышей? Или может быть это должно быть
церковное отделение в большом государственном медицинском учреждении
(такая схема уже работает в 1-й Градской больнице, где есть самое
старое и развитое на сегодняшний день служение сестер милосердия)? А автономные общины сестер милосердия – возможны ли они сегодня? И если да, то в каком виде они будут полезнее всего Богу, Церкви, людям? И какими будут такие общины? Внутрицерковными или ориентированными на всех нуждающихся? Профессиональными или добровольческими? Наконец, кто сможет возглавить такую общину, такое служение – чтобы не
превратилось оно в нечто формальное, «на бумаге», для отчета? Где такие общины должны возникать? В исторических зданиях? Но они все занятыми другими очень нужными людям организациями – значит
неизбежны суды, выселения? А может быть община, наследующая русские традиции
милосердия, может и должна возникнуть там, где она более всего нужна и
где будут люди, которых сможет привлечь служение ближним – то есть не в
малолюдном центре, а в населенном жилом районе, где и храмов мало, и
нуждающихся много? А когда докажет она жизнеспособность и станет
светом для ищущих утешения – тогда можно думать и о процессе передачи
исторических зданий? (ведь зданий богаделен в Москве сохранилось не так
мало и в других районах). В любом случае хочется, чтобы святое дело
возникло бы раньше административных разбирательств, судебных тяжб и
крупномасштабных инвестиций. Далее – найдутся ли люди, готовые на такое служение? Увы, понятие об успешности в современном мире и служение милосердия – вещи очень разные. И спокойной жизни у насельниц будет мало, и сил потребуется много, в конце концов и профессионализм им явно понадобится, и
терпение, и постоянство… Есть и еще одно достаточно симптоматичное для современной жизни явление. Служение ближним требует немалого времени, которого у иноков, занятых продолжительными богослужениями, исполняющими монашеское правило, просто нет. Думаю, как раз в связи с этим, нынешние
православные благотворительные инициативы – в основном приходские и
мирянские, частные. И потому наверное будет вполне нормальным
возникновение немонастырских общин сестер милосердия. Впрочем, это могут быть и учреждения, духовно опекаемые
монастырями. Собственно, и в начале XX века монашествующие составляли
лишь небольшую часть общины. Есть конечно и еще один прозаический, но очень острый вопрос – о финансировании. Покровская община финансировалась прежде всего властью, опекалась Царствующим домом (хотя и этих средств не хватало, желание обеспечить общину всем необходимым и подвело неутомимую матушку Митрофанию). Сейчас власть вряд ли пойдет на такой шаг, как
финансирование негосударственного религиозного учреждения милосердия. Но
ведь ответственность за больных и немощных – дело постоянное – и
средства будет необходимы не от случая к случаю, а все время. Может быть
здесь все же можно найти союз между государственными нуждами и
церковным служением? Как видим, вопросов о сегодняшнем устроении служения милосердия пока гораздо больше, чем ответов. Наверное, по этому вопросу должна состояться дискуссия и в Церкви и в обществе – в том числе и с непредвзятым
изучением опыта возрожденной Марфо-Мариинской общины, общины сестер
милосердия при 1-й Градской болнице (духовник – протоиерей Аркадий Шатов),
опыта таких современных работающих гражданских инициатив помощи бедным и
бездомным, как организация «Курский вокзал-бездомные дети»
(руководитель – Рустик Исламгулов) и фонд «Справедливая помощь»
(руководитель – доктор Елизавета Петровна Глинка).
Виктор
Судариков, ответственный редактор портала "Православие и мир"
29 апреля 2010 года
Источник: http://www.pravmir.ru/neprostoj-razgovor-o-miloserdii-nedvizhimosti-i-istoricheskoj-spravedlivosti/ |