Размышления о протопопе Аввакуме,
церковной смуте и любви к Родине
Священник
Даниил СЫСОЕВ, кандидат богословия
325 лет со дня казни виднейшего идеолога
старообрядческого раскола - протопопа Аввакума - 14 апреля 1682 года.
14 апреля 1682 года в огне закончил своё земное странствование
огненный проповедник антицерковного восстания, призывавший и других
к массовым самоубийствам. Его имя до сих пор с благоговением
повторяется не только апологетами бесчисленных староверческих сект
(бывало, число их доходило до 800!), но и многими, искренно
считающими себя православными христианами, патриотами России. Даже
презрительное прозвище Аввакума "неистовый" ("буйно-помешанный" - в
переводе со славянского) многие считают чуть ли не похвальным
титулом. Почему-то даже совершенно хамское поведение бывшего
протопопа воспринимается с трогательным пиететом. Священник во время
службы кидает в лицо законному Патриарху фелонь - и раздаётся
восхищённый вздох: "какой подвиг!" Пастырь покрывает матерной бранью
царя и епископов - "и какой он смелый!". Заключённый Аввакум сдаёт
на избиение своего же сотоварища, с которым не сошёлся в
богословском споре - "ну устал человек, с кем не бывает!".
Удивительное у нас отношение к людям и к Заповедям Божиим! Ради
"линии партии" мы готовы оправдать даже явное преступление. - "Ведь
Аввакум - первый русский диссидент. Ему всё прощено. Он же за Христа
пострадал". Но пострадал он не за Христа, а за оскорбление
Помазанника Божия.
Сейчас, по прошествии стольких лет, рассмотрим мифы, которые
окружают и казнённого расстригу, и само явление староверия.
Миф первый. Аввакум и другие староверы
стояли за
исконное православие
Это представление обычно звучит так: "Преподобный Сергий
Радонежский и все другие святые Древней Руси крестились двумя
перстами, двоили аллилуию, Христа именовали не Иисусом, а Исусом, а
патриарх Никон и Московский Собор 1666-1667 гг., осудив эти обряды,
осудил и этих святых и таким образом отпал от веры. Древнее
Православие отстаивали и сохранили только старообрядцы".
На это должно ответить просто. - Ни преподобный Сергий
Радонежский, и никто из других святых Древней Руси не верил в обряд
- старый ли то, или новый. Изменения обряда в богослужении Церкви
происходили уже много раз. В том числе и в Русской Церкви
богослужебные реформы происходили неоднократно. При том же
преподобном Сергии в России произошла куда более радикальная реформа
богослужения - переход от Студийского устава и устава Великой Церкви
к Иерусалимскому Типикону, действующему и поныне. Но никакого
протеста богослужебная реформа у преподобного Сергия Радонежского и
других святых не вызвала.
Все святые православной Церкви верили не в обряд, а в Триединого
Бога, исповедали воплощение Господа Иисуса Христа и были верны
Вселенской Православной Церкви. А вот как раз староверы, в отличие
от них, верят в земные вещи. Вера, по словам апостола Павла, есть
"уверенность в невидимом" (Евр. 11, 1). А что невидимого в
двоеперстии, двойной аллилуие и в неверном написании имени Господа?
Неслучайно Катехизис определяет убеждение старообрядцев в
спасительности обрядов и старых книг как суеверие.
Мы можем сказать, что старые книги сохранили некоторые более
древние обряды, которые исчезли из практики новейшей Церкви
(например, Чин отречения от дьявола в Великую Пятницу). Но разве
такая точность хоть как-то оправдывает смертный грех раскола? С
другой стороны, не стоит забывать, что факт ошибок в старопечатных
книгах не отвергался, в том числе и лидерами староверия. Сам Аввакум
участвовал в книжной справе в Вонифатьевском кружке, и раскол во
многом объясняется его личной обидой за отстранение от дела
исправления книг.
Сами пресловутые обряды тоже никак не могут претендовать на
древность. Реально двойное пение "аллилуия" было принято в XIV веке,
а уже в начале XV - с ним боролся святитель Московский Фотий.
Двоеперстие фиксируется в практике несториан XII века, а в России -
только в XIV (думаю, что не без влияния центрально-азиатских
еретиков, бежавших на Русь от ислама). Добавление в Символ веры
(категорически запрещённое Вселенскими Соборами) было сделано во
второй половине XVI века. Ничего даже особо древнего в обрядах
староверов нет. Я уже не говорю, что даже если бы эти обряды и были
реально древними, то они никак не оправдывали бы раскола и не делали
староверов православными. Например, Армянская Церковь до сих пор
сохраняет практику празднования Рождества и Богоявления в один день,
как это было до IV века, но этот обычай не делает её православной.
Да и сами обряды никто не осуждал. Московский Собор 1666-1667 гг.
осудил не обряды, а тех, кто следует им вопреки воли Церкви. А
Поместный собор 1971 года подтвердил, что само по себе следование
старому обряду не является грехом, если оно не отторгает человека от
Церкви. Неслучайно ещё в 1800 году Церковь создала институт
единоверия, где православные христиане могут служить по
дореформенным книгам, пребывая в единстве с канонической церковной
иерархией.
Что до реальной веры староверов, то православной назвать её
нельзя никак. Самое главное в Православии - это вера в Единосущную и
Нераздельную Троицу. Но Аввакум, почитаемый за великого святого в
раскольных согласиях, проповедал трибожие. Он писал: "трисущную
Тройцу, несекомую секи по равенству, - небось! - едино на три
существа, тожде единства и образы три равны". В другом месте он же
писал: "на Небе Три Царя сидят на трёх престолах, а одесную их Иисус
Христос". С точки зрения православного учения это - тягчайшая ересь,
фактически вводящая многобожие и при этом по-несториански отделяющая
Сына Божия от Человека Христа. Это не было случайной оговоркой, а
внутренним убеждением расколоучителя, но ради его "заслуг" в деле
раскола Церкви ему прощают всё - даже то, что своими выступлениями
он подпал анафемам всех семи Вселенских Соборов.
Но и другие старообрядцы тяжко согрешили, похулив Вселенскую
Православную Церковь. До сих пор они считают Церковь преподобного
Серафима и новомучеников - вавилонской блудницей, изменницей,
предавшейся антихристу. Чудовищные хулы воздвигают раскольники и на
святое Причастие, называя Его пищей демонов. Как могут считаться
после этого православными те, кто сочувствуют или восторгаются
деятельностью богохульников?
Староверы, отцеживая комара обрядовых отличий, поглощают верблюда
ереси. Они утратили священство и после этого занялись "самоделками".
Одни из них - "беспоповцы" стали обычными сектантами, со всеми
особенностями протестантских сект - бесконечным дроблением,
институтом наставников, включая "женское священство", введённое в
старообрядчество на два столетия раньше, чем в самых радикальных
сектах Европы; отвержением необходимости всех Таинств, кроме
Крещения, хулой на таинство Брака. Другие - "поповцы" попытались
создать самочинное священство, воруя у Церкви запрещённых в служении
или лишённых сана священников. Спустя 185 лет после начала раскола
часть "поповцев" за деньги сманила греческого митрополита Амвросия,
который единолично (вопреки 1 правилу св. апостолов) рукоположил им
"епископов". Так возникло Белокриницкое согласие, а другие "поповцы"
получили иерархию от обновленцев (Новозыбковское согласие). Какое
это Древнее Православие? Разве Сергий Радонежский был трибожником?
Разве он отвергал св. Причастие? Разве русские святые утверждали,
что только в России сохранилась вера? Нет.
В XX веке архивные исследования подтвердили то, о чём говорили
противораскольнические полемисты XVII-XVIII вв. На самом деле
старообрядческий раскол обязан своим существованием еретической
деятельности манихея Капитона, хулившего материальный мир и
осуждавшего историческую Церковь. Именно идеи Капитона и подвигли
первых расколоучителей на бунт против Церкви.
Да и сейчас разве не появляются вновь в церквах идеи Капитона о
"духовном антихристе", о "духовной печати антихриста" (староверы
находили антихристову печать в двуперстии, четырёхконечном кресте,
паспорте, новых деньгах, переписи и многом другом).
Миф второй. Все старообрядцы были патриотами России
Среди патриотов почему-то принято восхищаться бытом
старообрядцев, их крепким хозяйством и якобы образцовой
нравственностью, которая будто бы должна стать примером для
современных граждан России. Но перед тем как восхищаться, надо всё
же задуматься: почему староверием восхищаются не только патриоты, но
и явно враждебные исторической России силы.
Утверждение о прирождённом патриотизме старообрядцев верно с
точностью до наоборот. С начала раскола страну сотрясает ряд
страшных восстаний, почему-то называемых классовыми, хотя на самом
деле это были классические религиозные войны, такие же как в
Западной Европе. Староверами было инспирировано восстание Стеньки
Разина, который убивал священников и грабил храмы под руководством
раскольников. Но часто забывают, что он убил святителя Иосифа
Астраханского. Неслучайно Разин, вместе с Пугачёвым, были преданы
Церковью анафеме.
Огромную роль сыграли старообрядцы в Пугачёском бунте. Они
финансировали восстание и активно участвовали в боевых действиях.
Неслучайно Пугачёв, захватив город, первым делом уничтожал антиминсы
в храмах.
Можно назвать и другие восстания, инспирированные раскольниками,
- это Булавинское восстание (1707-1709 гг.), Московский холерный
бунт (1771 г.) и многие другие, начиная со знаменитого Соловецкого
сидения.
Колоссальную роль сыграл старообрядческий капитал и в подготовке
Русской Революции. Известно, что финансирование боевиков
осуществляли не только еврейские банки, но и старообрядцы (например,
Морозовы, Рябушинские). Да и к отречению от престола Государя
принудил старовер А.И. Гучков.
Во всех войнах, которые вела Россия начиная с XVII века,
старообрядцы старались выступить против нашей страны. Некрасовцы
воевали на стороне исламской Турции. Во время горской войны
множество старообрядцев из казаков перешли на сторону Шамиля и даже
составили особое подразделение его армии.
В 1812 году только старообрядцы поддержали Наполеона, и их
представители преподнесли ему ключи от города Москвы. Старообрядцы
помогали Наполеону печатать фальшивые деньги. Взамен он дал им право
грабить московские храмы - многие старинные иконы были похищены из
церквей и переместились к раскольникам.
Староверы сотрудничали с враждебной России католической
Австро-Венгрией, где и находился один из главных центров староверия
- Белая Криница.
Миф третий. Старообрядцы всегда стремились к укреплению
моральных устоев общества
Но и с личным благочестием у староверов было не всё так
замечательно, как многие думают. Да, внешний быт у староверов
поражает своей обрядовой цельностью: все дела делаются с молитвой,
строго сохраняются все старые народные обычаи… Даже те, которые
сохранять совсем не надо. Неслучайно этнологи, желающие изучить
языческие пережитки, едут именно в старообрядческие районы. Дело в
том, что там, где было сильно влияние т. н. "никонианской" Церкви
(например, в Москве и Подмосковье), почти не осталось ничего
связанного с древним демонопоклонством. А в староверческих деревнях
вплоть до революции был нормой блуд в день Ивана Купалы, гадания и
прочие богопротивные деяния. И это неслучайно! В корнях раскола
таилась древняя ересь манихейства, поддерживавшего любой разврат.
Именно оттуда возникла страшная язва самосожжения и самоуморения.
Страшный, непрощаемый грех самоубийства был объявлен Аввакумом
"самовольным мученичеством". В кострах конца XVII - начала XVIII
века погибло более 20000 человек! Неслучайно миссионеры сообщали,
что над гарями видели бесов, кричавших: "наши, наши есте!" До сих
пор апологеты староверия утверждают, что таким образом староверы
"спасались" от насилия православных. При этом игнорируются
свидетельства очевидцев (как православных, так и раскольников), что
идеологи самосожжения убегали из горящих изб, прихватив с собой
имущество несчастных.
Что касается крепких староверческих семей, - то, ведь именно
староверы впервые выступили против церковного брака. Ещё Аввакум
называл венчавшихся в церкви прелюбодеями. Его последователи
утверждали, что лучше блудить, чем повенчаться. И делали это
староверы весьма охотно. Неслучайно у "беспоповцев" возникла
проблема - что делать с "новоженами". Одни выступали за полное
безбрачие, другие накладывали на них епитимии. Наконец, среди
федосеевцев фиксировались страшные случаи детоубийства, когда
ребёнка топили в купели ("чтобы праведником был").
Как православным относиться к расколу?
Думаю, что всего вышесказанного достаточно, чтобы мы береглись
раскола.
Не надо обольщаться мнимыми подвигами и строгой жизнью тех, кто
пребывает вне Церкви. Спасение наше - не в обряде, а в Боге, и
приводит нас к Нему не строгое следование обрядам, а православная
вера, действующая любовью. Хорошо молиться по новым книгам, нет
греха и в молитвах по старым, лишь бы не было среди нас разделения,
но чтобы были мы соединены в одном Духе и в одних мыслях (1 Кор. 1,
10).
Одно является непрощаемым злом, которое не смывается и
мученической кровью - это грех раскола, разрывающего нешвенный хитон
Христов. Будем беречься его, призывать живущих раскольников к
примирению с Богом и Церковью, а на примере умерших расколоучителей
остережёмся страшного греха гордыни, увлекающего в сатанинскую
бездну.
"РУССКИЙ ДОМ", апрель 2007 года
Источник: http://russdom.ru/oldsayte/2007/200704i/200704.zip |