Единоверческий съезд в Санкт-Петербурге
Комментарий Димитрия Саввина
1. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПРЕДШЕСТВОВАВШИЕ СЪЕЗДУ
Руководимый
владыкой Антонием 6-й Отдел Предсоборного Присутствия в 1906 году признал
необходимым собрать Всероссийский съезд единоверцев в мае или июне месяце 1906
года. Это необходимо было как для укрепления самого единоверия, так и для
оздоровления православных приходов. Однако Святейший Синод, по-видимому, не изменил
своего отношения к единоверию и этого пожелания 6-го Отдела в указанное время
не исполнил, и лишь только через шесть лет после этого состоялся в г.
Санкт-Петербурге с 22 по 30 января 1912 года Первый Всероссийский
единоверческий съезд, которому предшествовали следующие обстоятельства.
В 1908 году на
IV Всероссийском Миссионерском съезде в г. Киеве собралось около 70
представителей единоверия, которые не только деятельно участвовали в общем
Миссионерском съезде, но и собирались особо для обсуждения дел, касавшихся
единоверия. Состоявшееся после Киевского Миссионерского съезда 12 июня 1909
года прославление св. благоверной великой княгини Анны Кашинской еще более
ободрило единоверцев и укрепило их желание созвать Всероссийский съезд
единоверцев. Главный центр единоверия был в Москве, и вот вскоре после
прославления княгини Анны Кашинской московские единоверцы возбудили ходатайство
перед митрополитом Владимиром о разрешении им собрать в Москве Всероссийский
съезд единоверцев.
В ответ на
ходатайство митрополита Владимира Св. Синод указом своим от 9 сентября 1909
года за № 1940 сообщил ему о том, что Св. Синод не встречает препятствий к
созыву в Москве единоверческого съезда, но с тем, однако, чтобы съезд этот был
бы не всероссийским, а местным, епархиальным. По объявлении этого указа
единоверцам Московский совет единоверцев обратился к митрополиту Владимиру с
просьбой назначить председателем Московского епархиального съезда единоверцев,
как было сказано в ходатайстве, «уважаемого всеми Преосвященного Анастасия,
епископа Серпуховского, викария Московского, и разрешить пригласить на съезд
хотя небольшое количество единоверцев из других епархий ввиду того, что Св.
Синодом разрешен съезд местный, епархиальный, но в программу входят такие
вопросы, при решении которых желательно было бы присутствие большого количества
единоверцев, а не одних только московских». Ходатайство это было митрополитом
Владимиром удовлетворено.
Единоверческий
съезд в Москве был открыт 25 октября 1909 г. в Троицко-Введенской единоверческой
церкви. Божественную литургию по древнему патриаршему чиновнику во главе всего
московского единоверческого духовенства совершил в указанном храме
Преосвященный Анастасий, епископ Серпуховский, которым по окончании Литургии и
молебного пения было сказано слово о значении единоверия. Слово это владыка
Анастасий произнес сидя среди храма на архиерейском седалище. За богослужением
кроме членов съезда и прихожан находилась масса богомольцев, любителей древней
уставности, собравшихся со всей Москвы. Были также и вожди
старообрядцев-раскольников в лице А.И. Морозова, Ф.Е. Мельникова и других.
Владыка Антоний
прислал на этот съезд следующую приветственную телеграмму:
«Приветствую
съезд единоверцев. Господь да будет посреди вас. Святой Дух да наставит вас
собравшихся на всякую истину. Архиепископ Антоний».
Съезд этот имел
следующую программу: 1) Выработать общие меры борьбы в защиту единоверия ввиду
усиливающегося старообрядчества. 2) О единоверческой школе Певцов и
псаломщиков. 3) По вопросу о поднятии уровня образования единоверческого
духовенства. 4) Правила для собраний по управлению единоверческими приходами.
5) О единоверческом богослужении и средствах к его поддержанию и 6) О
единоверческом журнале.
2.ОТКРЫТИЕ И ТРУДЫ ВСЕРОССИЙСКОГО ЕДИНОВЕРЧЕСКОГО СЪЕЗДА
Съезд в Москве
продолжался всего лишь три дня — 27, 28 и 29 октября и имел семь заседаний.
Перед закрытием
съезда члены съезда обратились к председателю съезда Преосвященному Анастасию
с просьбой принять на себя труд быть выразителем их чувств и желаний перед
владыкой митрополитом Владимиром о неотложной необходимости созыва
Всероссийского единоверческого съезда. Члены съезда горячо и единодушно
заявили, что среди единоверцев, особенно в провинции, в последнее время
накопилось много таких вопросов и недоумений, которых им самим поодиночке
решить не под силу, а между тем вопросы такие, которые не терпят
отлагательства, а разобрать и решить их возможно только сообща, собравшись на Всероссийский съезд единоверцев.
Дело это было
передано в Св. Синод и там рисковало быть погребенным в Синодальных архивах, но
по милости Божией в октябре месяце 1911 года владыка Антоний был назначен
председателем Особого Совещания при Синоде по вопросам внутренней и внешней
миссии, возобновленного в августе месяце 1911 г. В качестве
председателя этого Совещания владыка Антоний в первую очередь и обратил
внимание на необходимость созыва Всероссийского единоверческого съезда.
17-20 декабря
1911 года Св. Синод, заслушав доклад архиепископа Антония о благовременном
созыве Всероссийского съезда представителей единоверия и для изыскания мер,
направленных к привлечению в Православную Церковь раскольников беглопоповского
толка, напряженно ищущих для себя в настоящее время иерархической авторизации
от Православной Церкви или от раскола австрийского толка.
Св. Синодом
было постановлено созвать Съезд в Санкт-Петербурге с 22 по 30 января 1912 года
под председательством архиепископа Антония.
Для
подготовительных работ к Съезду и выработки программы его занятий была создана
комиссия под председательством архиепископа Сергия Финляндского.
Всероссийский
единоверческий съезд был открыт торжественным богослужением, совершенным в
Никольской единоверческой церкви.
Всенощную
совершал председатель подготовительной комиссии к Съезду архиепископ
Финляндский Сергий. Божественную Литургию совершал председатель Съезда архиепископ
Антоний в сослужении с местным и приезжим единоверческим духовенством —
делегатами Съезда.
Служба
правилась по архиерейскому служебнику XVI века. Старинные церковные напевы,
характер самой службы и истовое ее совершение переносило мысль к тому времени
на Руси, когда еще не было церковного раздора. Пели на двух клиросах. Некоторые
церковные песнопения исполнялись соединенным хором. Кроме двух хоров пел еще и
верхний (в куполе храма), составленный из учеников единоверческого Братского
реального училища. Служба производила глубоко трогательное впечатление. На
молебен после Литургии вышли, кроме архиепископа Антония, Преосвященные:
Кирилл, епископ Тамбовский, Владимир, епископ быв. Приамурский, Анастасий,
епископ Серпуховский1), представитель Константинопольского Патриарха архимандрит Иаков,
архимандрит Варсонофий из Новгорода, до 50 священников единоверцев, членов
Съезда. Богослужение началось в 8.30 часов утра и закончилось в 2 часа дня. Из
храма все участники Съезда перешли в обер-прокурорский дом.
Необычайное зрелище
наблюдалось в обширном и богатом по своему убранству зале Духовного ведомства
на Литейном проспекте при торжественном открытии единоверческого съезда,
последовавшем в 2 часа 40 минут.
В большом углу
залы были поставлены принесенные из единоверческой Никольской церкви
запрестольный со свечою перед ним крест, икона Корсунской Божией Матери с тремя
лампадами перед нею, две хоругви древнего образца и Св. Евангелие на аналогии.
На помосте, обтянутом красным сукном, находился длинный стол с большими старопечатными
книгами. Почетные места за столом заняли митрополит Московский Владимир,
председатель Съезда архиепископ Антоний и архиепископы: Сергий Финляндский,
Арсений Новгородский, Назарий Полтавский, епископы: Серафим Кишиневский,
Евлогий Холмский, Кирилл Тамбовский, Никон Вологодский, Владимир Приамурский,
Иннокентий Якутский, Георгий Ямбургский, Митрофан Гомельский, Анастасий
Серпуховский, Вениамин Гдовский, Варнава Каргополький и Антоний Горийский. За
тем же столом сидели обер-прокурор Св. Синода В.К. Саблер и представитель
Константинопольского Патриарха архимандрит Иаков. В самом зале находились
видные представители столичного белого духовенства, чины обер-прокурорского
управления, церковно-общественные деятели и 350 делегатов от духовенства и
мирян единоверческих приходов со всей России, почетные прихожане столичных
единоверческих церквей, члены депутаций, представители нескольких
беглопоповских общин и проч. В глубине зала на помосте стояли единоверческие
певчие в старообрядческих кафтанах.
После открытия
Съезда и приветственной речи митрополита Владимира произнес речь архиепископ
Антоний, текст которой, к сожалению, не сохранился. В своей речи владыка
Антоний с большой похвалой отозвался о церковной жизни единоверцев и выразил
надежду на доброе влияние ее не только на старообрядцев, но и на известную
часть православных.
Затем после
ряда приветственных речей владыка Антоний предложил послать составленную им
телеграмму Государю Императору:
«Его
Императорскому Величеству. Открыв с благословения Божия первый Всероссийский единоверческий съезд, многочисленные иерархи, духовные лица, почетные гости и
представители единоверческих приходов со всей России, молящиеся по тому же
богослужебному чину, как и Твои, Государь, блаженной памяти великие предки,
Святейший Патриарх Филарет и Царь Михаил Федорович, с благоговейной сыновней
любовью и с беззаветной преданностью повергают вместе со всеми присутствующими
свои верноподданнические чувства к стопам Царского Величества и с умиленной
благодарностью лобызают Твое внимание и Твою любовь к церковной старине и к
нашему русскому обычаю».
Телеграмма от
имени Съезда была подписана митрополитом Владимиром, которым и был получен
благодарственный ответ.
На Съезд
поступили приветственные телеграммы от единоверцев из гг. Москвы, Казани,
Симбирска, Вольска, Екатеринбурга, Ташкента, от Московского городского головы
(единоверца) Гучкова, попечителя Виленского округа А.А. Остроумова и других
лиц.
После заседания
участникам Съезда была предложена в другом зале трапеза, в которой принимало
участие 300 лиц.
Занятия Съезда
происходили по следующей программе:
1) Пересмотр
правил о единоверии и дополнительных к ним распоряжений.
2) О
богослужении в единоверческих церквях: а) о необходимых исправлениях в
богослужебной практике настоящего времени; б) церковное пение и подготовка
певцов и чтецов; в) духовенство и его подготовка; г) устроение чина и вообще
жизни в единоверческих монастырях.
3) Вопросы,
касающиеся организации общества единоверцев: а) приход; б) благочинные
единоверческих церквей; в) съезды благочиннические, епархиальные, всероссийские
и проч.; г) об открытии всероссийского братства православных старообрядцев; д)
издание журнала и проч.
4) Организация
общего управления всем единоверием.
5) Желательная
для единоверцев постановка вопроса о клятвах.
6) О
возможности привлечения в лоно св. Церкви старообрядцев, приемлющих переходящее
священство, а равно и других согласий; об условиях и способах привлечения.
7) Другие
вопросы, возбужденные на самом Съезде.
Постановления
Съезда не представляли собой чего-либо окончательного и должны были быть
представленными на усмотрение Св. Синода.
Читать далее