Официальный диалог Русской Православной Церкви с Русской Древлеправославной Церковью (РДЦ) начался в конце прошлого года в бывшем соборе Московской Покровской общины сестер милосердия - храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове. В этом храме, по благословению приснопоминаемого Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при активном участии бывшего митрополита Смоленского и Калининградского, а ныне - Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, создается Патриарший центр
древнерусской богослужебной традиции (то есть с "дониконовским" обрядом богослужений), иными словами - единоверческий, или старообрядческий центр в составе Московского Патриархата и подчиненным Патриарху Московскому и всея Руси. Здесь 26 декабря 2008 года состоялась первая официальная встреча членов Комиссии Русской Православной Церкви по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством с представителями РДЦ, возглавляемой древлеправославным архиепископом Московским и всея Руси Александром (Калининым).
На встрече, прошедшей в обстановке взаимного уважения и доброжелательности, обсуждались вопросы, представляющие взаимный интерес: статус и значение Большого Московского Собора 1666-1667 годов и вопрос об апостольском преемстве иерархии РДЦ. Стороны обменялись взглядами по данным вопросам, свободно и открыто обсудив имеющиеся в них проблемные моменты.
Епископ Брянский и Севский Феофилакт
От Русской Православной Церкви во встрече принимали участие глава рабочей группы по собеседованиям со старообрядцами епископ Брянский и Севский Феофилакт (Моисеев), профессор Московской Духовной Академии, председатель Историко-правовой комиссии Московского Патриархата протоиерей Владислав Цыпин, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством священник Иоанн Миролюбов и сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Д.И. Петровский. РДЦ была представлена председателем Миссионерского отдела РДЦ епископом Сибирским Сергием (Попковым), сотрудником этого отдела протоиереем Андреем Марченко, благочинным Слобожанского благочиния (Украина) протоиереем Николой Просиным и клириком Покровского кафедрального собора в Москве священником Георгием Новиковым. По взаимному соглашению сторон признано полезным продолжить обсуждение интересующих обе стороны тем. Следующая встреча ориентировочно намечена на май 2009 года.
(Источник: Патриархия.ru).
***
СПРАВКА
Неофициальные названия РДЦ: беглопоповцы, новозыбковские старообрядцы.
Организационная структура:
Канонический центр: Древлеправославная Патриархия в Москве.
Первоиерарх: Древлеправославный архиепископ Московский и всея Руси Александр (Калинин) (родился в 1957 г., окончил Московскую Духовную Академию в 1986 г., избран главой РДЦ 09.05.2000 г.).
Адрес: 243000, Брянская обл., г. Новозыбков, Первомайская ул., д. 7.
Спасо-Преображенский кафедральный собор в Новозыбкове
Вторая кафедра первоиерарха РДЦ, архиепископа Московского и всея Руси, располагается в Москве по адресу: ул. Новокузнецкая, д.38, стр.1 (5-й Монетчиковский пер, д.1).
Покровский кафедральный собор в Москве
Высший орган управления: Освященный (общий) собор. Епархиальные соборы созываются местными епископами, архиерейские соборы - первоиерархом, постановления и тех и других "обсуждаются и узакониваются" на Освященных (общих) соборах с участием епископов, священников и мирян. Повседневными вопросами занимается Совет епископов. Все текущее управление возложено непосредственно на первоиерарха.
Юрисдикция РДЦ распространяется на всю территорию СНГ и на беглопоповские приходы в Румынии (с 1990 г., до этого установлению церковно-иерархических связей препятствовали румынские власти).
Епископат РДЦ: - епископ Белорусский и Украинский Иосиф;
- епископ Сибирский Сергий
- епископ Нижневолжский Савин;
- епископ Верхневолжский Василий;
- епископ Сионский и всея Западной Европы Иоанн.
Имеется несколько монастырей: - Свято-Троицкий общежительный мужской монастырь РДЦ в поселке Каменка Злынского района Брянской области;
- Ильинский женский монастырь в Самаре (443117, г. Самара, ул. Стандартная, 26); - Малиновский женский монастырь (606476, Нижегородская обл., Борский район, с. Филипповское).
По данным Министерства юстиции РФ на 1 мая 2004 года на территории России зарегистрировано 79 религиозных организаций РДЦ, в том числе, 3 централизованных, 74 местных общины, и одно духовное училище.
Краткая история
С середины XIX в., когда возникло белокриницкое согласие, часть поповцев не признала белокриницкую иерархию и продолжала переманивать священников из господствующей Церкви. В 20-е годы XX века многолетние поиски беглопоповцами епископа завершились привлечением двух епископов господствующей Церкви. Таким образом, с 1923 г. нынешняя РДЦ имеет
самостоятельную трехчинную иерархию. Поэтому название беглопоповцы (внутри РДЦ
не употребляемое) - исторический анахронизм. Весь епископат РДЦ ведет свою
преемственность от двух архиереев - архиепископа Саратовского и Петровского
Николы (Позднева, 1853-1934; до 1906 г. был ректором Пензенской духовной семинарии) и епископа Свердловского Стефана (Расторгуева, 1861-1937), присоединившихся к
церкви "старообрядцев, приемлющих священство от Греко-Российской Церкви", соответственно в октябре 1923 г. и в 1929 г. Кафедра древлеправославных архиепископов последовательно находилась в Саратове, Москве, Куйбышеве и с 1963 г. — в Новозыбкове. (Источник: http://samstar-biblio.ucoz.ru).
***
А вот отрывок из интервью архиепископа Александра (в миру Авдея Диомидовича Калинина), данному интернет-изданию "Благовест" (г. Самара) 22 декабря 2000 года:
- Владыка, какова на сегодняший день ситуация в Древлеправославной Церкви, предстоятелем которой Вы являетесь?
- Наша паства, по разным оценкам, насчитывает от 700 тысяч до миллиона человек. Действует около 50 храмов. Этот масштаб позволяет мне лично знать, чем живет каждый из наших приходов, какие испытывает трудности, какие проблемы решает... Духовно-административный центр Русской Древлеправославной Церкви находится в г. Новозыбкове Брянской области. При нем действует высшее духовное училище, которое готовит священников для наших приходов.
- Каков, если так можно сказать, обобщенный "портрет" прихожанина древлеправославного храма?
- Нашими прихожанами являются, как правило, потомственные старообрядцы. Но в последние годы к нам стали приходить люди, корнями не связанные с древлеправославием. Ну а уходят от нас в другие конфессии единицы, да и то лишь те, чьи корни не старообрядческие.
- Какова история Русской Древлеправославной Церкви? Как Вам удалось восстановить церковную иерархию? И почему в народе эту "ветвь" старообрядчества называют беглопоповцами?
- Когда в 17 веке произошел раскол, Патриарх Никон очень опасался, что на нашу сторону перейдет часть епископата. Тогда бы у старообрядцев сразу появилась церковная полнота, ведь епископ может рукополагать священников и дьяконов, а если епископов несколько, они могут совершать архиерейские хиротонии (в Церкви принято, что во епископа хиротонисают два и более архиерея). Вот почему Патриарх Никон преследовал тех архиереев, которые сочувствовали старообрядцам. Так, был заморен в темнице (а по другой версии - сожжен) епископ Павел Коломенский. В результате старообрядчество оказалось без епископата. Тогда было решено принимать к нам священство, перебегающее от "никониан" (потому и некоторые называют нас беглопоповцами). Этих священников принимали вторым чином, через миропомазание. Так было до середины 19 века. А в 1846 году греческий митрополит Амвросий перешел в
Древлеправославную Церковь и положил начало старообрядческой церковной
иерархии. Но некоторые верующие были смущены тем, что митрополит Амвросий не
смог доказать, что был крещен через погружение (мы признаем истинным только
погружательное крещение). Часть старообрядцев, которую я сейчас представляю, по
этой причине не приняла митрополита Амвросия, и они образовали Русскую
Древлеправославную Церковь. Те староверы, которые признали Митрополита
Амвросия, сейчас называют себя Русской Православной старообрядческой Церковью,
или, как укоренилось в народе, Белокриницкой (Австрийской) иерархией. Далее события
развивались так. В 1923 году к нам в Древлеправославную Церковь перешел епископ
Саратовский Николай (Позднев). Он смог доказать, что был крещен погружением. От
него и пошла наша церковная иерархия. В 1929 году к нам перешел епископ
Свердловский Стефан (Расторгуев). Уже на следующий день эти два епископа
совершили первую в нашей Церкви архиерейскую хиротонию: епископом стал
архимандрит Пансофий. С этого времени мы имеем церковную иерархию. Сейчас у нас
шесть архиереев.
- В храме во время проповеди с амвона Вы говорили о том, что сейчас Древлеправославная Церковь переживает раскол...
- Да, к сожалению незначительная часть священников ушла в раскол. Под их влияние подпало всего несколько храмов. Те, кто совершил этот раскол, не истинные пастыри, а волки, которые влезли в ограду церковную. Характерно, что у этих раскольников тоже в свою очередь произошел раскол, их приходы разделились на две части... Но масштабы этого раскола таковы, что особых последствий это нестроение для нашей Церкви иметь не будет.
- Владыка, расскажите о себе.
- Мне 43 года [admin: интервью бралось в 2000 г.]. Родился в Сталинграде (ныне Волгоград). Учился в Московской Духовной Академии. Я потомственный старообрядец. Мои отец, дед и прадед были священниками. 9 мая сего [2000] года на Соборе я был избран архиепископом Московским и всея Руси.
- Как сейчас складываются отношения Вашей архиепископии и Московской Патриархии?
- У нас со всеми должны быть нормальные отношения... Но церковного общения, совместной молитвы у нас с Московской Патриархией нет и быть не может. То, что по гордости совершил Патриарх Никон, мы считаем отступлением. И пока Московская Патриархия не покается, у нас молитвенного общения не будет.
- В 1971 году Священный Синод Русской Православной Церкви снял "клятву" со староверов, их обряд был назван "равноспасительным". Вы это не считаете покаянием?
- Нам это решение ничего не дало. Молитвенное общение будет восстановлено лишь в том случае, если Московская Патриархия вернется к старым обрядам. Но это, к сожалению, вряд ли возможно. Насколько мне известно, более удачно складывается диалог Московской Патриархии со старообрядцами-безпоповцами. Это, видимо, объясняется тем, что безпоповцев тяготит отсутствие иерархии, таинств. Вот почему они более склонны к диалогу с Московской Патриархией. У нас же есть Церковная полнота и потому мы в этом диалоге в такой степени не заинтересованы.
- А как складываются Ваши отношения с безпоповцами?
- У нас с ними еще меньше общего, чем с Московской Патриархией. Если и мы, и Русская Православная Церковь ожидаем Второго пришествия Христова, то безпоповцы фактически ждут... прихода антихриста. Вернее, даже и не ждут. Для них он давно пришел. Мы им говорим, что без священства, без таинств спасение невозможно. А они отвечают, что и таинства, и церковную иерархию уже упразднил антихрист! Они убеждены, что антихрист давно уже незримо правит миром... Какой же с ними может быть диалог?
- А как Вы относитесь к единоверию (когда старообрядческие приходы находятся в каноническом подчинении у Московской Патриархии)?
- Отрицательно отношусь.
- Но все же есть ли такие сферы, где возможно сотрудничество Московской Патриархии и Древлеправославной Церкви?
- Есть. У нас сейчас общая беда - введение всякого рода "электронных документов" и ИНН (идентификационного номера налогоплательщика). Этому апокалиптическому явлению мы должны противостоять. Вместе.
- Что вы отвечаете своим прихожанам, когда они спрашивают у вас, принимать им или нет ИНН?
- Недавно мне в Новозыбков пришло письмо из налоговой инспекции, в котором от меня и от главного бухгалтера потребовали принятия ИНН, в противном случае грозили денежными штрафами. Я понял, что настало время окончательно определиться в этом вопросе. Обсудил со многими священниками эту проблему и 12 октября сего [2000] года направил от своего имени открытое письмо Президенту России. В нем, в частности, говорится: "Древлеправославные христиане... не против уплаты положенных налогов. Но по религиозным убеждениям мы решительно против ИНН. Ибо ИНН - это электронная "фамилия" человека. Он дается пожизненно, включается в мировую компьютерную сеть... ИНН обезличивает человека, это номер не паспорта, а самого человека. С принятием ИНН теряется Богодарованное достоинство человека как личности и от человека может отступить благодать Божия..."
Такова позиция Русской Древлеправославной Церкви. Ее верные чада ИНН не примут. В создавшейся ситуации всем нам нужно молиться, чтобы Господь не попустил страшной напасти произойти в наши дни. Молиться о себе, чтобы не принять сначала
"номер", а потом и "печать", чтобы не лишиться Царствия Небесного. Молиться о своих близких, чтобы и они не приняли ИНН... Когда всем навяжут эти "номера", дьявол на этом не угомонится. И потащит еще дальше, через два или три порога - уже к самой "печати".
Вы же видите, какими быстрыми темпами развивается электроника. А пока нас приучают ко всем этим "номерам", подготавливают для дальнейшего cползания в духовную бездну. Я еще в детстве и юности об этом задумывался, как же дьявол сможет воцариться, посадить на трон антихриста? И как люди допустят это беззаконие? Сейчас уже видно, как это может произойти. Войны, смуты, бедствия... Люди устанут от всего
этого и захотят "порядка", который им и пообещает "отец лжи" - дьявол.
- Как случилось, что центр Русской Древлеправославной Церкви сейчас находится не в столице, а в провинциальном Новозыбкове?
- Наш духовно-административный центр всегда находился в Москве. Даже при Сталине мы удержались в столице. А при Хрущеве пришлось уезжать из Москвы. Уполномоченный сказал, что если мы не уберемся куда-нибудь подальше, то лишимся всех храмов... Пришлось срочно перебираться в Новозыбков.
- Как Вы отнеслись к эпохальному для всей Православной России событию - прославлению в лике святых Государя-мученика Николая II и Его Семьи?
- Никак.
(Источник: http://staroobrad.ru/).
|