Григорий Васильевич Саренко:
Человек, который строил город
Очерк Татьяны Егоровой "Человек, который строил город", опубликованный в ежедневной Ярославской областной газете "Северный край" 14 ноября 2006 г., приурочен к 130-летию со дня рождения ярославского архитектора Григория Васильевича Саренко (1876 – 1938) - внука генерала медицинской службы и известного гитариста Василия Степановича Саренко, погребенного на кладбище Московской Покровской общины сестер милосердия, у храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове.
Очерк дополнен сведениями модератора Shurka Ярославского форума, рефератом с архитектурного сайта ЦИХ.ru, статьей М.Ю. Беловой, размещенной на сайте "Ярославский край", а также сведениями из петроградского журнала "Зодчий" за 1916 год.
Саренко Григорий Васильевич
(14.11.1876 - 14.02.1938)
Имя его то исчезало, то снова всплывало в истории города, но то, что он построил в Ярославле, было перед глазами всегда. Пожарное депо на Красной площади, здание бывшей гостиницы «Бристоль» на углу улиц Кирова и Андропова, «зеленый» дом на пересечении улиц Первомайской и Максимова – там сейчас департамент здравоохранения. Без этих и многих других зданий нынешний город представить просто невозможно.
Григорий Васильевич происходил из семьи всесторонне одаренной. Его дед родился где-то на юге России, стал доктором медицины, за излечение жены Великого Князя Константина получил дворянство и одновременно был известен как виртуоз-гитарист и композитор. Дружил с Мусоргским, музыкальные критики отводили ему первое место среди гитаристов Петербурга, называя «настоящим маэстро».
Сестра Григория Васильевича, Анна, окончила с золотой медалью Московскую консерваторию, была ученицей Скрябина, блестящей пианисткой. Вместе с мужем Анна Васильевна Саренко-Кучеренко открыла первую в Ярославле музыкальную школу, положившую начало детскому музыкальному образованию в городе.
Григорий Васильевич тоже не сразу стал архитектором. В юности он мечтал о сценической карьере и даже был принят в Александринский театр. Уже солидным человеком, отцом семейства, продолжал выступать на любительской сцене – в музее истории Ярославля есть его фотография в драматической роли.
Он хорошо пел, играл на музыкальных инструментах. В 1930-е годы во время ссылки одно время даже зарабатывал игрой на скрипке себе на пропитание.
И все-таки главным в его жизни стала архитектура. Он окончил одно из лучших петербургских учебных заведений – Институт гражданских инженеров – и всю жизнь проектировал дома. То, что по его проектам построено в Ярославле, можно перечислять и перечислять. Здание для Некрасовской библиотеки-читальни на углу улиц Свободы и Володарского, первое советское школьное здание (совместно с архитектором Прилепским, сейчас школа № 40 на Красном Перекопе), жилые дома на проспекте Октября и многие другие. Сохранилась дореволюционная фотография архитектурного бюро, которое возглавлял Саренко: за столами склонились проектировщики, на заднем плане он сам.
А вот еще одна фотография, семейная, сделанная в 1920-х годах. На ней Григорий Васильевич, его жена Надежда Николаевна (в девичестве Крохоняткина) и четверо их детей. Трудно признать в этом усталом человеке еще недавно веселого и франтоватого Саренко. Он продолжал так же самоотверженно работать на благо города, но обстановка подозрительности и недоверия чувствовалась все острее. В 1925 году его лишили избирательных прав – за дворянское происхождение и любительские стихи, написанные для узкого круга знакомых. В 1935 году арестовали – снова за стихи, неосторожно помещенные в письме к другу. Последовала ссылка в Чимкент на три года. А дальше новый арест – по обвинению в антисоветской деятельности (при строительстве кинотеатра он, якобы, подложил в фундамент некачественный кирпич, среди его знакомых было много людей с «нерусскими» фамилиями и т.п.). В 1938 году Григорий Васильевич Саренко был расстрелян.
На многие годы имя его исчезло. Трудами научного сотрудника музея истории города Марины Беловой оно вернулось к нам уже в перестроечное время. И среди тех, кого знают ярославцы, с тех пор одним хорошим человеком стало больше.
Татьяна Егорова
+++
Фигура архитектора Григория Васильевича Саренко (1876-1938) стоит особняком, поскольку его работы невольно привлекают внимание необычностью форм, к тому же в большей своей части они дошли до нас в хорошей сохранности. Пожарное депо на Красной площади, гостиница «Бристоль», клуб Общества приказчиков (кинотеатр «Арс», в настоящее время – культурно-выставочный центр «Арс-Форум»), кинотеатр Полякова (кинотеатр «Горн», в настоящее время банк «Менатеп СПб») выстроены по его проектам. Григорий Васильевич родился в Саратове в семье интеллигентов – его дед был доктором медицины, а отец – профессором биологии. В 1902 г. Саренко окончил Петербургский институт гражданских инженеров и получил направление в строительное отделение ярославского губернского правления. В 1909 г. он был назначен губернским архитектором, а в 1916 г. возглавил строительное отделение, получив должность губернского инженера *). После 1917 г. Григорий Васильевич работал в различных строительных организациях. В 1935 г. он был арестован и выслан в Казахстан, где в 1938 г. его расстреляли. В основном Саренко работал в русле модерна – Пожарное депо, гостиница «Бристоль», кинотеатр «Арс» выполнены именно в этом стиле, но есть и исключения. Например, здание кинотеатра Полякова и библиотеки-читальни имени Н.А. Некрасова построены в другом модном архитектурном направлении начала ХХ в. – неоклассицизме. Г.В. Саренко принимал участие в различных конкурсах проектов построек, например, в конкурсе на сооружение в Ростове гимназии на средства Л.Е. Кекина (конкурс, правда, выиграл архитектор П.А. Трубников). По проекту Г.В. Саренко в Рыбинске в начале ХХ в. был сооружен молельный дом старообрядческой общины.
*) Admin: Из правительственных распоряжений по Министерству внутренних дел: "Производится, за выслугу лет, со старшинством из надворных в коллежские советники: ...губернский архитектор Строительного отделения Ярославского губернского правления Саренко - с 5-го октября 1915 г." ("Зодчий", 1916, № 17, с. 171).
+++
Григорий Васильевич Саренко - инженер-архитектор, коллежский советник. Родился в 1876 году в городе Саратове в семье профессора биологии и бывшей крепостной крестьянки. Его дед – выдающийся петербургский виртуоз-гитарист, композитор, доктор медицины. Его сестра Анна с мужем Дмитрием Кучеренко открыли первую музыкальную школу в Ярославле.
Григорий Васильевич приехал в наш город в 1902 году, после окончания Петербургского института гражданских инженеров, получив должность младшего инженера в Строительном отделении Ярославского губернского правления. Очень скоро стал городским архитектором, а затем губернским архитектором и губернским инженером, возглавив Строительное отделение. Был награжден орденами Святого Станислава и Святой Анны III степени. Г.В. Саренко — весьма талантливый и опытный архитектор, придерживавшийся новаторского направления в модерне, — возвел в Ярославле в начале XX столетия немалое число интересных построек.
В Ярославле Григорий Васильевич женился на Надежде Крохоняткиной из известного купеческого рода. В советские годы работал в различных строительных организациях города. Разделил судьбу многих представителей русской интеллигенции, пережившей Октябрьскую революцию: в 1935 году по необоснованному обвинению в «контрреволюционной деятельности» был арестован, в 1938 году расстрелян.
Его имя надолго забыли, при публикации его проектов автор не указывался. В своё время Григорий Васильевич Саренко был известным модным архитектором, проектирующем в стиле «модерн». Он являлся автором различных по функциональному назначению зданий: жилых и торговых домов, ресторанов и гостиниц, пожарной каланчи и библиотеки, церквей и кинотеатров. Его гостиница «Бристоль» 1910 года постройки во «Всеобщей истории архитектуры» приводится как образец «провинциального модерна».
Здание гостиницы «Бристоль» считается одной из лучших построек Ярославля начала XX века. Гостиница возведена на пересечении двух центральных улиц города, сходящихся под острым углом, и имеет косоугольный план. Композиция этого крупного трехэтажного здания асимметрична. Угловая его часть; где размещен на втором этаже двусветный зал ресторана, слегка приподнята. Центральный парадный вход расположен в неглубокой нише между ризалитами главного фасада. На скошенном углу здания — балкон на втором этаже и вход в погребок — на первом. Архитектурное оформление достаточно сдержанное и строгое. Главная тема здесь — крупные окна с импостами. На первом этаже, где находятся кафе и магазины, — окна с витринным остеклением. На верхних этажах они расчленены импостами, шаг которых учащается по высоте здания. Особенно измельчены импостами окна второго света ресторана, превратившиеся в узкие щелевидные проемы. Эта разномасштабность оконных проемов, однако, не нарушает цельности композиции фасада, которая достигается ритмом широких лопаток, украшенных типично модернистскими элементами, ленточным рустом в нижнем этаже, цветными изразцовыми фризами в верхних этажах, как бы опоясывающими здание, единым рисунком решетки ограждения на уступчатой крыше. Газета «Голос» в рекламе, данной к открытию гостиницы и ресторана, среди прочих удобств отмечала «комфортабельно обставленные номера, роскошный двухсветный зал и уютные кабинеты». Сам архитектор получил от хозяина ресторана предложение в любое время бесплатно обедать у него.
В начале XX века в жизни людей появилось новое развлечение – кино. Для показа кинофильмов Саренко спроектировал специальные здания – кинотеатры (1913-1914 гг.).
Первое из них принадлежало клубу «Вспомоществования частному труду» и «имело грандиозный зал с усовершенствованной вентиляцией» (ныне галерея «Арс-Форум») (ул. Свердлова, д.9), другое располагалось на соседней земле торговца Полякова – кинотеатр «Горн» (ныне банк «Менатеп»). Здание кинотеатра (ул. Свободы, д.28/86) возведено в 1911 году. В его декоративном убранстве ощущаются мотивы московского ампира. Первый, рустованный этаж имеет крупные витринные окна и входы по бокам, оформленные миниатюрными портиками с пилястрами ионического ордера. Над высокими стройными окнами второго этажа — прямые сандрики с кронштейнами. Центральная часть главного фасада заглублена в нишу и выделена двумя пилястрами коринфского ордера. Под окнами — декоративный балясник, над сандриками — невысокие окна второго света зала с замками, украшенными масками. Венчает здание трехчастный антаблемент со ступенчатым парапетом на крыше. Под антаблементом на боковых частях здания проходит пояс изящной лепнины растительного орнамента. Изысканное и сдержанное в оформлении здание кинотеатра выглядит весьма презентабельным.
Ещё одна важная постройка архитектора Саренко – пожарная каланча (Красная пл., д.8/1) возведена в 1911 г. на месте здания эпохи классицизма того же назначения. Это крупное сооружение с высокой башней формирует застройку одной из центральных площадей города.
Протяженный главный фасад строго симметричен, имеет два боковых и сильно выступающий центральный ризалит, над которым возвышается криволинейного контура смотровая башня с узкими, вытянутыми окнами и открытой площадкой наверху. Архитектура здания построена на контрасте светлых (оштукатуренных) деталей и красного кирпичного фона стены. В декоративном оформлении использованы элементы ордерной системы, — правда, они очень упрощены и стилизованы, — лопатки в простенках, одиночные замковые камни над окнами первого этажа, раскрепованный рустованный цоколь, стилизованный, также раскрепованный. Есть в оформлении этого здания и новаторские элементы: крутые скаты отливов подоконных выступов, цветной керамический фриз, разбивка мелкой шашкой раскрепованных выступов антаблемента, типично модернистского рисунка металлическая решетка ограждения на крыше.
В 1914 году «Совет общества содействия народному образованию и распространению полезных знаний Ярославской губернии» сделал заказ архитектору на постройку здания библиотеки имени Н.А. Некрасова.
Также весьма примечателен жилой дом № 23 по улице Терешковой, перестроенный из дома эпохи классицизма.
Он получил на главном фасаде тот же мотив кругов с вертикальными желобками, широкий пояс, охватывающий окна второго этажа, цветной керамический пояс под антаблементом здания и парапет на крыше, состоящий из простых тумб и нарядной металлической решетки. В этом доме в 1910-х годах и проживал известный ярославский архитектор Г.В. Саренко, который и оформил фасад здания по своему вкусу.
После октября 1917 года Григорий Васильевич Саренко продолжал плодотворно работать. Он спроектировал первую советскую школу, построенную при фабрике «Красный Перекоп» в 1923 году, трёхэтажный жилой дом для работников той же фабрики. Есть предположение, что проект первого здания выстроенного в советские годы в центре города (1927 год) принадлежал также ему.
Все новые постройки Григория Васильевича Саренко были удачно вписаны в существующую планировку города.
К началу XX столетия ретроспективистское направление в русской архитектуре пришло в острое противоречие с новыми требованиями жизни, с развитием науки и техники. Копирование архитектурных форм прошлых эпох стало тормозом в развитии строительного дела, облик фасадов часто не соответствовал функциональному назначению зданий. Появление новых строительных материалов (сталь, железобетон, большемерное стекло), новых современных конструкций, позволяющих перекрывать большие пролеты, постепенно подводило зодчих к пересмотру своих творческих позиций, пробуждало негативное отношение к эклектике. На II съезде русских архитекторов (1895) г. отмечалось, что «архитектура — это не маскарад зданий, ряженных в платья разных стилей» и что «техника и конструкция должны служить источником художественной формы». Начались поиски новой, современной рационалистической архитектуры. Такой архитектурой и стал стиль модерн. Архитектор Саренко был приверженцем новых архитектурных направлений, учитывающих передовые технологии того времени и новые типы конструкций. Проектировать в стиле модерн для того времени было не только модно, но и весьма прогрессивно.Русский модерн развивался по двум направлениям: как чисто новаторский, так и стилизаторский (романтический), в котором использовались мотивы других архитектур (древнерусской, готики, барокко). Но здесь речь не шла о механическом копировании отдельных деталей, что было свойственно периоду эклектики, наоборот, происходила глубокая, художественно-образная переработка старых форм.Григорий Васильевич Саренко придерживался новаторского направления этого архитектурно-художественного стиля. Модерн отвергал стилистическую канонизацию, позволяя зодчим в максимальной степени проявить свою творческую индивидуальность. Постройки стали более рациональными по планировке (учитывалась их функциональная целесообразность), более современными по конструкциям, оригинальными и неповторимыми по архитектурному облику.
За неполные полтора десятка лет (до первой мировой войны) стиль модерн, пройдя несколько стадий в своем развитии, дал большое количество самобытных архитектурных произведений, вписав яркую страницу в историю русского зодчества. Из наиболее известных построек этого периода следует назвать особняк Кшесинской (1906 г., архитектор Гоген) в Петербурге и особняк Рябушинского (1902 г., архитектор Шехтель) в Москве, выполненные в новаторском стиле, близком к западноевропейскому модерну, а также Ярославский вокзал (1902 г., архитектор Шехтель) и здание Третьяковской галереи (1905 г., художник Васнецов) в Москве, исполненные в романтическом модерне с использованием образов древнерусской архитектуры. Постройки архитектора Саренко являются яркими образцами провинциального модерна и останутся в истории не только региональной но и общероссийской архитектуры.
Список использованных источников:
1. Маров В.Ф. Архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000.
Саренко Григорий Васильевич (14.11.1876 г. Саратов - 14.02.1938 г.), инженер-архитектор, коллежский советник.
После окончания Московского реального училища поступил в Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров (ныне Инженерно-строительный институт). По окончании института (1902 г.) получил звание гражданского инженера, право на чин Х класса и распределение в строительное отделение Ярославского губернского правления. В 1909 году был назначен губернским архитектором. В это время (1908-1909 гг.) Саренко работает над проектами частных жилых домов в стиле "модерн". В 1910-1914 годах Саренко был занят проектированием зданий с ярко выраженным функциональным назначением. По его проектам построены: "Торговый дом", где размещался магазин "Проводник" (здание на углу улиц Первомайской и Максимова); гостиница "Бристоль" (здание на углу улиц Кирова и Андропова) с "комфортабельно обставленными номерами, роскошным двусветным залом и уютными кабинетами" (газета "Голос", 6 января 1913 г.); пожарное депо на Семеновской (ныне Красной) площади.
Саренко был автором проектов первых в Ярославле зданий, специально выстроенных под кинотеатры. одно из них принадлежало клубу вспомоществования частному труду и имело "грандиозный зал с усовершенствованной вентиляцией" (газета "Голос" 19 ноября 1913 г.) (бывшее здание кинотеатра "Арс", ныне галерея "Форум"), другое было построено на земле Полякова (кинотеатр "Горн", ныне банк "Менатеп"). В это же время Саренко получил от совета Общества содействия народному образованию и распространению полезных знаний Ярославской губернии заказ на составление проекта и сметы для постройки специального здания для Некрасовской библиотеки-читальни (одноэтажное здание на углу улиц Свободы и Володарского).
Саренко принимал участие в конкурсе проектов на постройку нового здания театра в Ярославле. В 1916 году он возглавил строительное отделение получив должность губернского инженера. Награжден орденами Святого Станислава III степени (1910 г.) и Святой Анны III степени (1915 г.).
После октября 1917 года работал в различных строительных организациях Ярославля. Саренко (совместно с архитектором К.Х. Прилепским) спроектировал первое советское здание школы, построенной при фабрике "Красный Перекоп" (1923 г.), трехэтажный жилой дом для работников той же фабрики. Предположительно именно Саренко был автором первого советского здания, построенного в центре города на улице Ушинского (1927 г.).
В начале 1925 года Саренко попал в список лиц, лишенных избирательных прав. В 1935 году по необоснованному обвинению в "контрреволюционной фашистской деятельности" был арестован и приговорен к ссылке в Казахстан на три года. Очевидно, причиной ареста послужили высказывания Саренко против жилищного строительства резино-асбестового комбината (жилой комплекс в начале проспекта Ленина). По его мнению эти дома напоминали конюшни и не должны были быть предназначены для жизни людей. Этим объяснялось замалчивание имени Саренко при публикациях работ о ярославской архитектуре того времени.
В 1937 году осужден вторично и расстрелян.