М.В. Красовский о храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове
Красовский М.В.
Очерк
истории московского периода древнерусского церковного зодчества (от основания Москвы до конца первой четверти XVII века). М: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1911, c.258-264:
Церквей начала XVII века, по крайней мере таких, время постройки которых точно известно, сохранилось на Москве до наших дней сравнительно немного. Одной из первых является церковь Покрова Пр[есвятой] Богородицы при общине сестер милосердия 1). Построена она в 1619 году Царем Михаилом в память победы над поляками 2), а освящена в 1627 3) *). По приему композиции плана памятник этот очень похож на церковь в селе Вяземах (Рис. 157). Cущественным отличием является лишь отсутствие столпов в его главной части, благодаря чему по своему плану памятник этот находится в тесной связи с Медведковским храмом. Не останавливаясь поэтому на описании плана Покровской церкви, который к тому же ясно виден на прилагаемом чертеже, укажем только на некоторые мелкие его подробности. К ним, во-первых, нужно отнести находящуюся в алтаре скамью для священнослужителей; присутствие ее объясняется тем, что эта церковь была прежде собором при Покровском дворце и, следовательно, служба в ней совершалась иногда высшим духовенством. Во-вторых, в проходе, ведущем к южной апсиде главной части церкви, находится ниша 4), в которой устроено сидение; предание говорить, что Царь Михаил Феодорович слушал службу, но, по словам И.М. Снегирева 5), царское место находилось в юго-западном углу церкви, где висел также и портрет Царя-храмоздателя. Что же касается упомянутой южной апсиды, то она первоначально не была приделом, как в настоящее время; по крайней мере, при И.М. Снегиреве эта апсида служила ризницей. Очень возможно, что прежде не существовало стенки, которая образует теперь из апсиды самостоятельное помещение, и тогда эта апсида представляла собою обычный диаконик 6). Наконец, окно северного придела было прежде дверью, которая вела в переходы, соединяющие церковь с дворцом 7).
Рис.157.Церковь Покрова
Пр[есвятой] Богородицы (по В. Суслову).
Церковь поставлена на подклете, высота которого едва превышает одну сажень; под главной частью подклет покрыт зеркальным сводом, под алтарем же и приделами - комбинацией цилиндрических сводов со сферическими. Рассматривая разрез самого храма, мы видим в нем совершенно новый, еще не встречавшийся нам в московском зодчестве, прием конструкции перекрытия (Рис. 158). Действительно, главный квадрат церкви покрыт сомкнутым сводом с четырьмя сферическими распалубками, сходящимися у отверстия шеи главы - в высшей степени красивый и очень смелый, в особенности, если принять во внимание величину покрываемого сводом пространства, - сторона квадрата главной части церкви превышает четыре сажени.
Рис.158. Разрез церкви Покрова (по В. Суслову).
Производимое сводом эффектное впечатление усиливалось прежде открытым верхом, который при переделке храма из холодного в теплый быль заложен так, что теперь изнутри церкви видна лишь незначительная часть шеи главы. Тогда же, вероятно, были заложены и окна шеи, без которых не имело никакого смысла делать ее не глухой и тем усложнять без того не легкую для исполнения форму свода. Распалубки были устроены не с одной художественной целью; они являются необходимыми, так как без них в свод врезались бы верхи оконных ниш, поднимающихся выше пят свода. Появление такой формы свода в московском зодчестве подготовлялось, конечно, постепенно, хотя, после приобретения навыка в простых сомкнутых сводах, особенно много времени для этого не требовалось. Промежуточной формой являлся, вероятно. Сомкнутый свод с небольшими, и при том прямыми, распалубками над окнами; эта же последняя форма уже совсем недалека от свода Покровской церкви. Высота главной части церкви сравнительно с приделами, алтарями и ходовой папертью очень значительна, она равняется, считая от пола церкви до шелыги пяти саженям и одному аршину, тогда как высота алтаря равняется всего двум саженям, а ходовая паперть, перекрытая цепью крестовых, слегка вспарушенных, сводов, еще около полутора сажень.
Рис.159. Церковь Покрова
Богородицы (по В. Суслову).
Теперь перейдем к внешнему виду Покровской церкви (рис. 1598) и 160). Здесь прежде всего обращает на себя внимание композиция верхней части памятника; весь верх его составлен из ряда кокошников, размеры которых по мере возвышения свода, служащего им основанием, все уменьшаются, так что разница между нижними кокошниками и верхними очень значительна. Кокошники трех нижних рядов отвечают направлению стен церкви, другими словами, угловых кокошников, которые отвечали
Рис.160. Церковь Покрова
Богородицы
(по фот[ографии] Иванова-Терентьева).
бы ребрам свода,
нет; верхние же кокошники, играющие роль основания шеи верха, расположены по окружностям, причем форма их стрельчатая, тогда как у нижних она полуциркулярная с чуть заметным намеком на подвышение. Самыми богатыми по числу обломов являются архивольты кокошников второго ряда, считая снизу; у остальных же они довольно просты. Такая композиция верха церкви кажется на первый взгляд очень оригинальной и появившейся сразу, как плод фантазии зодчего. В действительности же она образовывалась постепенно, по мере вырастания верха сводов, покрывавших церкви; первоначально, при сводах небольшого выноса, над верхним обрезом стены церкви высился только один ряд закамор, имевших чисто конструктивное значение. Второю ступенью развития был тот архитектурный прием, в котором появлялся второй ряд закамор, украшавших подножие шеи главы; впоследствии они были заменены их декоративными потомками – кокошниками; при этом нижний ряд закамор, в свою очередь, превращаются с течением времени в ряд кокошников; назовем его «настенным рядом». Внутренний распорядок церкви остается при этом все еще старым, с внутренними столбами, служащими опорами для сводов сравнительно невысокого выноса. Когда же с исчезновением столбов изменилась конструкция покрывавших церковь сводов, когда вошел в употребление сомкнутый свод, тогда одновременно с этим мог появиться и третий (первый промежуточный) ряд кокошников, помещенный уже не на стенах, как нижний ряд, а на скатах свода. Наконец, когда вынос сомкнутого свода стали делать настолько большим, что шелыга последнего стала значительно подниматься над настенным рядом, тогда среднего ряда стало мало - появилась необходимость в четвертом, то есть во втором промежуточном ряде.
Таким образом, сложилась эта чисто самобытная форма художественного покрытая церкви, которую И.М. Снегирев находил похожей на Голгофу с возвышающимся над ней крестом.
Возвращаемся к обзору Покровской церкви. Обработка шеи ее главы очень проста и мало чем отличается от мотива убранства шеи в XV веке: существенным мотивом являются те же арочки, опирающиеся то на кронштейны, то на полуколонки; над арочками - венчающий карниз. В последнем главную роль играет ряд поребрика и навесные бойницы, дающие красивую игру света и тени.
Глава шлемовидная; ее полица украшена красивым сквозным
подзором, богатый рисунок которого гармонично заканчивает композицию (см. рис.158).
Верхи приделов имеют совершенно тот же характер, что и главный верх, но архитектурное убранство их значительно беднее. Низы шей украшены точно такими же стрельчатыми кокошниками, как и большая шея; они вырисовываются над одним только настенным рядом кокошников.
Что же касается декорации нижней части как самой церкви, так и приделов, то она не представляет для нас ничего нового; поэтому мы не будем на ней останавливаться, заметим лишь, что окна главной части церкви имели прежде такую форму, какая показана пунктиром на боковых делениях стен; при этом тяги карниза, конечно, не прерывались в среднем делении – их перерубили при растеске окна (рис.159).
Очень сильно пострадала от переделок паперть: ее прежде открытые арки теперь заложены как в верхнем ярусе, так и в нижнем 9); снесена возвышавшаяся, вероятно, над западной стеной трехстолпная звонница; ход на паперть устроен через колокольню, которая вплотную примкнула к среднему пролету западной стены паперти, а старая лестница, находившаяся у западного пролета южной стены, уничтожена. Что лестница находилась именно здесь указывает то обстоятельство, что кладка заделки этого пролета вся новая, вплоть до уровня пола верхнего яруса, тогда как в остальных пролетах этого яруса она опирается на старые парапеты,
украшенные ширинками. Стены паперти, должно быть, заканчивались прежде карнизом, отвечавшим, по-видимому, архитраву карниза приделов; теперь же верхние концы филенок на столбах второго яруса оборваны и скрываются под свесом кровли, что дает впечатление какой-то незаконченности паперти в художественном
смысле.
Промежутки между арками нижнего яруса паперти - галереи, также украшены филенками. Были ли арки обтянуты архивольтами? Определено теперь сказать трудно. В верхнем ярусе у пят их сохранились выступы, которые прежде, быть может, имели профиль импостов; если это так, то, вероятно, импосты эти были сделаны не без умысла, а служили опорой дли архивольтов, и тогда архитектурная обработка галерей Покровской церкви имела много общего в характере с галереей церкви в Вяземах; но только общие пропорции и деталировка всех уборных мотивов
последней несравненно художественнее и законченее, нежели в Покровской, так что они являются как бы образцами для них.
Совершенно однохарактерна с Покровской церковью древняя церковь Донской Б[ожией] Матери в Донском монастыре, построенная в 1592 году 10). Мы не станем останавливаться над этим памятником, потому что его главным и почти единственным отличием от церкви села Покровского является отсутствие подтклета. 3аметим еще только, что трапезная этой церкви и колокольня
построены, по свидетельству И. Забелина 11), значительно позднее главной части, а именно в конце XVII столетия.
2) Архив Московской Духовной Консистории. Клировые ведомости 1830 г.
3) И.М. Снегирев (Русская старина в памятниках
церковного и гражданского зодчества, 1851 г., тетрадь восьмая, с.18). А. Мартынов, ссылаясь на Арцыбашево повествование о России (т.III), говорит, что церковь села Покровского была построена в 1626 году.
4) Высота ее от полу 2 аршина.
5) Ibid.
6) В плане В. Суслова (Памятники древнерусского
зодчества, вып. VI, л.2) стенка эта заштрихована иначе, чем остальные стены церкви. По-видимому, составитель плана хотел этим указать на более позднее происхождение стенки, хотя в тексте об этом он не говорит ничего.
7) И.М. Снегирев. Ibid.
8) Реставрированный фасад.
9) В закладках оставлены окна.
10) Историческое описание Донского монастыря. И. Забелин. – Москва, 1865.
11) Ibidem.
Примечания admin:
*) Если Покровский храм был построен в 1619 году, а освящен только в 1627 году, как указывает М.В. Красовский, то возникает законный вопрос: а что мешало освятить его в течение 8 лет? Эта версия совершенно неправдоподобна. Летописцы сохранили для нас точную дату освящения Покровского собора.
Вот как, например, эти торжества описывают придворные писари в Дворцовых
разрядах за 7135 год от Сотворения Мира: «Октября в 29 день Государь Царь и
Великий Князь Михайло Федорович всеа Русии ходил в свое государево село в
Рубцово для освящения церкви Пречистыя Богородицы Покрова… Того же дня у
Государя и Великого Князя Михайла Федоровича всеа Русии, в селе
Рубцове, был стол…» (Дворцовые разряды, по Высочайшему повелению
изданные II-м Отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Т.1: 1612-1628 г. – СПб., 1850, стб. 861). В 1619 году мог быть построен деревянный храм и освящен в тот же год, а затем строился каменный собор, который был освящен 29 октября 1626 года от Рождества Христова, или 7135 года от Сотворения Мира. Либо в 1619 году (а может быть и в конце 1618 г.) был заложен сразу каменный храм, который и был освящен 8 лет спустя.