Не  в  силе  Бог,  а  в  правде!

МОСКОВСКАЯ  ПОКРОВСКАЯ  ОБЩИНА  СЕСТЕР  МИЛОСЕРДИЯ



Статьи
     Меню  сайта

           Статьи
История кладбища [0]
Список погребенных [0]
Список погребенных на кладбище Московской Покровской общины сестер милосердия
О похороненных лицах [4]
Сведения о лицах, погребенных на кладбище Московской Покровской общины сестер милосердия.

     Форма  входа

           Поиск

          Система Orphus

  Наш  Опрос  №  1
Что бы Вы хотели видеть на месте Покровской обители?
Всего ответов: 221



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Приветствую Вас, Гость · RSS 25.04.2024, 14:56

Главная » Статьи » Некрополь » О похороненных лицах

Махина Юлия Яковлевна (1850-1902)


МАХИНА ЮЛИЯ ЯКОВЛЕВНА
(15.01.1850, г.Тамбов - 07.02.1902, г.Москва)



   28 (15 ст.ст.) января 2010 года исполнилось 160 лет со дня рождения Юлии Яковлевны Махиной — известной артистки оперы, концертирующей певицы (сопрано) и педагога по вокалу. Родилась в семье военного. Окончила Тамбовский Александринский институт благородных девиц.
   В 1868-73 гг. обучалась пению в Петербургской консерватории, классе известного певца (баритона) и педагога по вокалу Камилло Эверарди, бельгийца по происхождению.


Камилло Эверарди (настоящее имя - Камилль Франсуа Эврар)
(15.11.1825 - 05.11.1899)


   В начале 1870-х гг. впервые выступила в Петербурге в концерте, где исполнила "Сиротку" М. Мусоргского. "Исполнение это было тепло и талантливо. Дебютантка, кстати, сообщила своему тембру какие-то чисто детские звуки, ребячьи интонации", - писал С. Кругликов в статье, посвященной памяти Махиной [1]. В 1872 г. Э. Направник пригласил певицу исполнить сольную партию в "Странствии Розы" ("Der Rose Pilgerfahrt") Р. Шумана. В 1874 г. Махина совершенствовалась в вокальном искусстве в Италии, где также концертировала. В 1874-77 гг. выступала в Киевской опере.


Мариинский театр в Санкт-Петербурге (~1895 г.)

   В 1875-1877 гг. Ю.Я. Махина солировала в знаменитом Санкт-Петербургском Мариинском театре, где дебютировала в партии Антониды — "Жизнь за Царя" Михаила Глинки.



В Большом театре, 1856 г.

    В 1877-87 гг. - солистка Большого театра в Москве. Гастролировала в Харькове (1880 г., выступила в опере "Рогнеда" А. Серова) и в Саратове (1881 г.). Обладала небольшим, ровным голосом приятного тембра. Исполнение отличалось задушевностью и художественной законченностью. Артистке была свойственна пластичность жестов.
   Первая исполнительница партий: Параши ("Граф Нулин" Г.А. Лишина, 1882 г.; партия была подготовлена, однако премьера не состоялась); на русской сцене - Филины ("Миньон" А. Тома, 1879 г.), Оскара ("Бал-маскарад" Дж. Верди, 1880 г.). Во всех перечисленных постановках режиссёром был А. Дмитриев; в московском Большом театре — Даши ("Вражья сила" А. Серова, 1881 г.), Берты ("Иоанн Лейденский" / "Пророк" Дж. Мейербера, 1881 г.), Венеры ("Тангейзер" Р. Вагнера, 1881 г.).
  Лучшие партии: Антонида ("Жизнь за царя" М. Глинки), Линда ди Шамуни (одноименной опера Г. Доницетти), Аннхен ("Вольный стрелок" К.М. Вебера), Маргарита ("Фауст" Ш. Гуно, прославилась нетрадиционностью сценического воплощения образа).
   Другие партии: Надежда ("Аскольдова могила" А. Верстовского, 1854 г.), Людмила ("Руслан и Людмила" М. Глинки), Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Наталья ("Опричник" П. Чайковского), Церлина ("Дон Жуан" В.А. Моцарта), Церлина ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине" Д. Обера), Маргарита Валуа ("Гугеноты" Дж. Мейербера, 1879 г.), Изабелла ("Роберт-Дьявол" Дж. Мейербера), Зибель ("Фауст" Ш. Гуно), Галька (одноименная опера С. Монюшко).
   Партнёры: А.М. Абрамов, А.И. Барцал, Е. Верни, М. Винчи, А.М. Додонов, А.П. Иванова, В. Корсов, А.П. Крутикова, А. Ляров, Е. Массини, Ф.И. Стравинский, Д.А. Усатов, Л.Б. Финокки, О. Р. Фюрер, П. А. Хохлов. Пела под управлением Э.М. Бевиньяни, Э.Ф. Направника, Н.Б. Эммануэля.
   Преподавала в Киевском музыкальном училище (1875-76 гг.), с 1887 г. - профессор Московского музукально-драматического училища. Среди её учеников - О. Аксюк, А. Альтшулер, Д. Кравцова, Л. Телегина, В.Г. Ухов, П. Химиченко, С. Энгель-Крон.

   А вот мимолетный портрет Ю.Я. Махиной, запечатленный знаменитым художником Михаилом Васильевичем Нестеровым (1862-1942) в своих мемуарах: "Приехал Николай Александрович Ярошенко. На балконе все больше и больше бывало народа. В то лето у Ярошенок жила, кроме упомянутой Поликсены Сергеевны Соловьевой, начинавшей писать хорошие стихи, артистка Московской оперы Юлия Яковлевна Махина, крошечное, забавное создание. У Махиной был маленький голосок, она с ним отлично управлялась в таких ролях, как Торопка в «Аскольдовой могиле». Крошечное капризное существо это вставало поздно, выходило к завтраку, как на сцену, и тут попадала обычно на острый язычок Николая Александровича".


Литература:

   1. Кругликов С. Памяти Ю.Я. Махиной (некролог) // Новости дня, 1902, 12 февраля, № 6707, с.3.
   2. Н.Н. Концерт учеников г-жи Махиной // Артист, 1893, № 29, с.165.
   3. Ю.Я. Махина. (Некролог) // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1901-1902. Приложение 3. - СПб., 1902, с.69-70.
   4. Кузьмін М.І. Забуті сторінки музичного життя Києва. - Київ, 1972, с.167.
   5. Михайлова Т. Виховання співаків у Київській консерваторії. - Київ, 1970, с.14.
   6. Казьмина Е. Махина Юлия Яковлевна // Созвездие «Тамбовская лира»: Справочник / Е. Казьмина, О. Казьмин. Ч.1. - Тамбов, 2006, с.140–141.
   7. Казьмина Е.О. Махина Юлия Яковлевна // Тамбовская энциклопедия. - Тамбов, 2004, с.324.
   8. Тамбовский областной государственный архив, ф.118 (Тамбовский Александринский институт благородных девиц). Материалы о ходатайстве родителей о приёме в институт, решения педагогического состава о зачислении в институт, личные дела воспитанниц, сведения об учёбе и прилежании, об окончании полного курса.
   9. Тамбовские даты // Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина. - http://www.tambovlib.ru/ .
  10. Махина Юлия Яковлевна // Словари и энциклопедии на Академике. - http://dic.academic.ru/ .
  11. Мемуары Михаила Нестерова. Воспоминания о творчестве, работе, друзьях и художниках. - http://art-nesterov.ru/memuary6.php .
  12. Ю.Я. Махина (Некролог) // Театр и искусство, 1902, № 8, с.169.

+++


   Юлия Махина - любимейшая ученица композитора Александра Сергеевича Даргомыжского (1813-1869), одного из основателей русской классической музыкальной школы, прекрасная исполнительница романсов своего учителя гениального композитора Михаила Ивановича Глинки (1804-1857), родоначальника русской классической музыки. По ее завещанию она была погребена на кладбище Московской Покровской общины сестер милосердия у храма Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском (Рубцове), рядом со своей рано умершей и горячо любимой подругой - Верой Васильевной Хартулари (урожденной Саренко) (28.08.1840 - 09.05.1889), дочерью известного гитариста и генерала медицинской службы Василия Степановича Саренко (29.01.1814 - 17.06.1881).



Могила Ю.Я. Махиной на кладбище Московской Покровской
общины сестер милосердия усыпана цветами и венками




Источник: http://slovari.yandex.ru/
Категория: О похороненных лицах | Добавил: admin (25.07.2010) | Автор: admin
Просмотров: 2237 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 Пахомов Владимир Юрьевич  
0
Юлия Махина - сестра моей прабабки. В семье существовала легенда, что она похоронена на Новодевичьем кладбище, но могила её пропала. А на самом деле она сохранилась, или сохранились только архивные материалы о захоронении?
Ответ: Уважаемый Владимир Юрьевич!
Как видите, семейное предание не подтвердилось: Ю.Я. Махина была похоронена на кладбище Московской Покровской общины сестер милосердия, у храма Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском (Рубцове) (ныне - ул. Бакунинская, д.83). Все могильные плиты, кресты и памятники на этом кладбище были снесены в советское время (после 1934 г.), в том числе и над могилой Махиной. Представленное фото, очевидно, сделано в 1902 году.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]