Часто
сегодня в обществе звучат такие слова, что оскудела в людях вера, что
не умеем мы любить любовью жертвенной, а только лишь эгоистичной, что
люди изменились и стали жёстче. Насколько это соответствует
действительности? Много ли сейчас милосердных людей? Мы попытаемся найти ответы на эти вопросы: ответы,
которые дают нам уважаемые пастыри Церкви, и ответы, которые дает нам
сама жизнь, её конкретные проявления.
Вот, что говорят об оскудении любви священники:
Протоиерей Аркадий Шатов — председатель Комиссии по церковной
социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы, духовник
Свято-Димитриевской общины сестёр милосердия *): -------------------------------------------------- *) С 05.03.2010 г., постановлением Священного Синода, - председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.
«Говорят, что сейчас условия стали жёстче. Но мне кажется,
условия всегда одни и те же, они меняются в очень малой степени. После
грехопадения, когда Адама и Еву изгнали из рая, и начались эти
"условия". И до конца света они будут такими же. Изменения очень малы.
Думаю, что и сейчас много милосердных людей, хотя к концу времён
количество этих людей уменьшается. Известно, что по причине беззаконий
уменьшается, оскудевает любовь (Мф. 24,12). Но такие люди есть, потому
что если бы их не было, был бы уже конец света. Такие люди, истинные
христиане, являются солью земли».
Протоиерей Максим Козлов — настоятель храма святой мученицы Татианы, г. Москва: «Я бы не смотрел по сторонам — больше или меньше любви стало? — а
вспомнил бы старую народную мудрость: "Готовишься помирать — сей рожь",
не видишь вокруг себя людей, обильных любовью, или не кажется тебе, что
чем-то твоё дело отзовётся в их сердце, — не думай о результате, делай
дело. Господь, Который ждёт от нас, прежде всего, внутреннего
расположения души, а не совокупности внешних результатов, и оценит тебя
по тому, какую душу ты к Нему принесёшь в результате своего земного
пути. Подлинное милосердие возможно в Церкви Божией: будет больше
настоящих христиан, будет больше в этом мире милосердия».
Протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального Отдела по
взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями: «В этом смысле современность никоим образом не отличается от
древних времён, потому что для проявления милосердия особых
способностей не надо — нужно только не мешать тем, которые даны нашему
сердцу при создании его Богом. Душа человека — творение Божие, а Бог
есть любовь. И одно из проявлений любви — это то, что мы называем
милосердием. Поэтому душа человека, как замечено ещё во втором веке, по
природе своей христианка. Нет активных людей не потому, что сердце
стало каменное, а потому, что люди разучились быть активными, не умеют
ещё организоваться и страшатся незнакомого дела. Поэтому отсутствие
милосердия на самом деле кажущееся: если посмотреть внутрь сердца, мы
его там обретём».
Благотворительный
Фонд «Милосердие», созданный в октябре 2006 года по инициативе прихожан
Свято-Пантелеимоновского храма Екатеринбургской епархии, ставит своей задачей, по словам его
Президента Андрея Кузьмина, поддержку социальных направлений
деятельности прихожан и духовенства храма, организацию и проведение
общественной работы, направленной на повышение социальной активности
населения и пропаганду православной нравственности в качестве
фундамента нравственности всего общества. И само создание этого Фонда
подтверждает мысль о том, что в душе нашей милосердие живет. Надо
только суметь дать ему выход в конкретных делах. И о таких деятельных
проявлениях милосердия, сострадания и любви к ближнему, рассказывают
руководители подразделений Фонда «Милосердие» и Отдела социального
служения епархии.
Руководитель Православного сестричества милосердия Евгения Васюкова:
Сестричество — это та форма служения, когда нуждающемуся человеку
может быть оказана и физическая, и душевная, и духовная помощь, поэтому
в 2001 году инициативная группа обратилась с предложением организации
служения сестричества к главному врачу городской больницы № 36
С.Ю. Лукину. Он принял это предложение с воодушевлением, и с тех пор
оказывает деятельности сестричества своё покровительство. С ростом
количества сестёр милосердия, появилась и необходимость в качестве их
работы, в частности, обучении сестёр основам ухода за больными. И в
2002 году между Екатеринбургской епархией и областным Медицинским
колледжем было заключено соглашение об организации четырёхмесячных
курсов.
Добровольческая группа сестёр милосердия — самое первое направление
деятельности в сестричестве. Именно на их плечи легло самое трудное —
налаживание отношений с персоналом больницы. Таких сестёр нередко
называют «группой психологической поддержки». Они по первому зову
откликаются на просьбы о помощи и больным, и персоналу, и окна помоют,
и генеральную уборку проведут. Ежемесячно сёстры собираются в
Свято-Пантелеимоновском храме на Литургии, потом обсуждают насущные
вопросы за чашечкой чая, нередко организуются совместные паломнические
поездки.
С развитием служения возникла необходимость и в организации работы
Православного Поста — это дежурство сестёр милосердия в самой тяжёлой
постреанимационной палате, в отделении, где лежат люди с серьёзными
травмами. Сегодня в палате работают три сестры милосердия. С момента
открытия Православного Поста, дела в постреанимационной палате пошли на
поправку, люди перестали умирать по причине неполноценного ухода. Кроме
того, сестры помогают найти родственников пациентов, помогают
выписавшимся людям добраться домой. Особенно важна их поддержка для
малоимущих граждан, но и вполне обеспеченные люди, по разным причинам,
порой остаются в больнице на попечении только лишь сестёр милосердия.
Во время болезни люди особенно чувствуют своё душевное и духовное
неблагополучие, многие из них ждут приезда священника для проведения
Таинств Церковных. Часто тронутые простым человеческим вниманием со
стороны верующих, оттаивают сердца самых ожесточённых людей, и они уже
обращаются за помощью к сёстрам милосердия, за советом к батюшке,
просят его крестить младенцев, освятить жилище. Родственники пациентов,
сотрудники больницы приезжают в храм на богослужения, готовятся к
Исповеди и Причастию. В больнице ежедневно работает церковный киоск,
это дает возможность пациентам и родственникам больных получить первую
духовную помощь, заказать молебны.
В каждом отделении больницы есть добровольческая и сестринская
группы, на сегодня в сестричестве около 22 человек, из них штатных лишь
семь, а 15 человек помогают во славу Божию.
Весной 2006 года сестричество милосердия участвовало в грантовом
конкурсе «Православная инициатива», который проводил Фонд прп. Серафима
Саровского. Церемония награждения прошла в Дивеево. Полученный грант
был освоен, и к своему 30-летию городская травматологическая больница
получила в подарок новое оборудование для постреанимационной палаты.
Все это дает новые силы для развития деятельности сестричества. Просто
выходить человека бывает недостаточно, важно устроить его дальнейшую
судьбу, чтобы труд врачей, медсестёр, сестёр милосердия был не
напрасным. Отсюда планы сестричества — наладить работу с бездомными и
организовать работу Патронажной службы. А есть и далеко идущие планы, и
самым заветным из них является устроение православного больничного
храма.
Сегодня в работе сестричества заинтересована и администрация
больницы, и общество, получающее ощущение стабильности, видя конкретную
помощь гражданам, нуждающимся в социальной поддержке. А так же это
городские и областные власти, которые видят в работе сестричества
проявление гражданской позиции, и, конечно же, сами сестры милосердия,
имеющие возможность послужить ближнему.
И снова обращаемся к словам уважаемых священников:
Что может расположить к милосердию, откуда возникает желание помогать незнакомым людям?
О. Аркадий Шатов: «В конечном итоге, это тайна человеческой
души. Преподобномученица Елизавета с детства вместе с мамой ходила в
больницу, помогала больным, мать воспитывала в ней милосердие. И то,
что она пережила гибель своего мужа, тоже расположило её к состраданию.
Вообще, наверное, может сострадать тот человек, который сам страдал,
который знает, что такое страдание. И очень трудно бывает научиться
милосердию девочкам из благополучных семей. Правда, случается и
обратное. Бывает, что люди не пережили никакого большого горя, а сердце
их исполняется состраданием и жалостью при виде чужой беды.
Таинственная это вещь».
О. Димитрий Смирнов: «Вообще-то милосердие, желание помочь
ближнему есть у всех, любой испытывает в этом потребность. Но некоторые
люди легко это преодолевают — иногда под давлением общества, знакомых
или родителей, у которых бывают свои планы на детей. Причина та, что
каждый человек грешен, и эта греховность выражается в том, что его
человеческое естество извращено. Грех вообще-то и есть извращение. По
плану Божию, человек должен быть исполнен любви. А любовь — это то, что
направлено на кого-то. У большинства же людей — в силу извращённости —
она направлена на себя. Поэтому Бог говорит человеку: "Возлюби
ближнего, как самого себя" — чтобы показать, что истинная любовь ищет
пользы не себе, а ближнему.
Милосердие — это и долг перед Богом. Человек должен Богу очень много.
Во-первых, Бог дал человеку жизнь; во-вторых, Он дал человеку солнце;
в-третьих, дал человеку землю; в-четвертых, ум; в-пятых, речь;
в-шестых, поставил его царём над всем видимым миром».
Можно ли научить милосердию?
О. Аркадий Шатов: «Мне кажется, в наше время, когда люди
разучились жить вместе, надо особенно воспитывать милосердие. Сейчас
разрушены общности, которые раньше объединяли людей. Хоть и живут люди
вместе, но чувствуют себя одиноко, нет у них добрососедских отношений.
Легче всего научиться милосердию рядом с людьми, которые нуждаются в
помощи. У одного вызывает сострадание старик, несчастный, брошенный
всеми, старость, которая нуждается в опоре. У другого — сирота,
ребёнок, который не имеет родителей и нуждается в помощи. У третьего
сострадание вызывают больные люди, страдающие, лежащие в больнице. Там
очень много нуждающихся в милосердии, потому что в больнице особенно
концентрируется человеческая боль, страдание, скорбь».
А мы продолжаем рассказывать вам, где сегодня можно проявить своё деятельное милосердие, где наша помощь очень нужна.
Алина Квита, руководитель православной Патронажной службы:
Цель православной патронажной службы — помогать людям, попавшим в
трудную жизненную ситуацию в связи с болезнью, пробуждать и укреплять в
прихожанах желание служить ближнему. Наши пациенты — это больные люди,
которых уже выписали из больницы, но им нужен домашний уход, это
безнадёжные люди, которых просто отказались лечить, это люди, которые
перенесли инсульт и теперь парализованы, это люди с ограниченными
возможностями передвижения. А так же это их родственники, тоже
требующие помощи скорее духовной, потому что они не всегда могут
справиться с таким неожиданным испытанием, когда у них в доме
оказывается вдруг лежачий больной. За ним требуется не просто
ежедневный уход, ему требуются и поддержка, и любовь, а очень трудно с
любовью ухаживать за больным, когда маленькая зарплата, когда мысли о
том, чем бы накормить свою семью. И наша основная задача — помочь не
только тем людям, которые заболели и не могут передвигаться и сами себя
обслуживать, а помочь так же их семьям, помочь адаптироваться к этой
новой, непростой ситуации, взглянуть на проблему немного с другой
стороны. Взглянуть на неё как на испытание, которое позволит им
проявить свою любовь. Ведь в трудностях зарождается настоящая,
деятельная любовь. Поэтому, помощь нужна и родственникам, и самим
больным.
Для того чтобы создать патронажную службу, достаточно одного-двух
человек, заинтересованных людей, которые хотят что-то создать, не
боятся столкнуться с трудностями. Регулярная помощь хотя бы одному
больному — это уже действующая патронажная служба.
Наша служба появилась в октябре 2007 года, и пока мы делаем только
первые шаги, очень не хватает людей, сотрудников, добровольцев, но уже
очень много просьб о помощи. На 2008 год план патронажной службы — это
10 сестёр, которые находятся в штате, а так же добровольцы, без которых
мы — никуда. Пока что на каждом нашем сотруднике лежит несколько
функций, в дальнейшем мы будем стремиться к тому, чтобы работник
выполнял одну задачу, но качественно, повышая свой профессиональный
уровень.
Этапы нашей работы — это принятие просьбы, оценка ситуации и
организация работы. На этапе принятия просьбы нам важно не растерять
людей, нуждающихся в помощи, отследить все просьбы и, по возможности,
постараться помочь. После принятия просьбы на адрес выезжают сотрудники
патронажной службы, в том числе медицинский работник, для того, чтобы
проанализировать обстановку, спланировать дальнейшие действия. Далее
происходит организация работы, составляется график дежурства сестёр,
осуществляется контроль, и здесь, несомненно, важна обратная связь.
Старшая патронажная сестра постоянно контактирует с родственниками
больных для того, чтобы оценить качество работы, выяснить, какие
пожелания у родных, как работу можно улучшить, сделать её более
сердечной, чтобы соответствовать званию патронажной сестры. Для
развития службы сегодня необходимо привлекать новых сотрудников, в том
числе добровольцев, так как число просьб о помощи значительно превышает
количество сотрудников, которые могут эту помощь оказать. И те, кто
приходит, обязательно должны получить благословение священника, пройти
собеседование со старшей сестрой, ведь для работы на дому очень важно
серьёзно подбирать персонал. Наших патронажных сестёр мы стараемся
обучать на курсах в Медицинском колледже.
Суть патронажной службы не в том, чтобы оказать гигиеническую помощь,
а, как раз таки, показать пример любви, самоотдачи. Если начинаешь
чем-то заниматься, то, конечно, начинаешь этим просто болеть. Эти
бабушки уже стали нашими родственниками, нам просто необходимо
позвонить им, узнать, как они себя чувствуют, понравилась ли им сестра
милосердия, а отзывы всегда положительные, всегда благодарят за звонки.
Ощущение после этого очень хорошее. Естественно, бывают и смерти, вот
недавно у бабушки в больнице произошёл инсульт, конечно, тяжело все это
переживается, не знаешь, какими словами поддержать родственников, и
здесь помогает батюшка не только сёстрам, которые глубоко лично
переживают, но и родственникам. Говорит, что им нужно почитать, как
себя вести в такой момент, что сделать с точки зрения православной веры.
Нередко мы задаемся вопросом: как можно помочь человеку, если ты не
врач и не священник? Если ты ничего не умеешь, может, лучше и не
предлагать свою помощь? На этот вопрос отвечает протоиерей Аркадий
Шатов:
«В больнице лежат и такие люди, у которых нет родных, которым
некому помочь. И больше всего они радуются не тапочкам, которые им
принесли, хотя у них нет тапочек, и не воде, которой у них нет, и не
кружке, которую им дали. Они радуются, если кто-то сядет рядом,
выслушает их, поговорит с ними какое-то время. Им больше всего нужно
именно это, нужно внимание, сострадание. Кроме того, полы вымыть может
любой, убраться может любой, сходить в магазин, купить что-то может
любой, а больным это всегда приятно. Это очень легко понять, если
подумать о себе: вот мне было бы приятно, если бы я лежал в чистой
палате. Конечно, мне было бы легче дышать в комнате, где нет пыли, где
нет грязи, где на окнах висят занавески.
Я знал святых людей, которые были исполнены любви. И эта любовь
проявлялась не в богатых подарках, даже не в том времени, которое тебе
человек уделял, а в чем-то другом. Видно было, что я этому человеку
небезразличен, что он мне сострадает, сочувствует, что он объемлет меня
своим сердцем, пускает меня в своё сердце, что он не осуждает меня, что
он готов разделить со мной мою боль, моё страдание».
Но есть и ещё одна категория людей, тех, кому сегодня особенно
тяжело живётся. Даже жизнью-то это трудно назвать… Существование,
выживание на улице… Это бездомные.
Священник Владимир Первушин — руководитель Православной службы милосердия:
Служба милосердия создавалась преимущественно для того, чтобы
заниматься социально-медицинской помощью. Изначально мы думали помогать
людям, которые могут погибнуть на улице от переохлаждения. Кроме того —
обрабатывать и перевязывать раны, проводить при необходимости
дезинфекцию. На деле получилось так, что мы не только
социально-медицинской помощью занимаемся, а всем вообще.
Восстановлением документов, трудоустройством людей, поиском каких-то
контактов, возможностей вернуться в семью. Бездомный — это человек, у
которого нет ничего: ни документов, ни здоровья, ни жилплощади, ни
семьи, ни средств к существованию, ни работы — вообще ничего. Исходя из
всего этого и определяется помощь — любая, всесторонняя, во всех
аспектах. Как можем, так и помогаем. Прежде всего, человека надо
вылечить, чтобы у него руки-ноги действовали, чтобы он мог работать, а
потом уже говорить: "Кто не работает, тот не ест". Прежде всего —
вылечить, а потом уже думать дальше.
Как ни странно, сегодня от государственных органов меньше поддержки,
чем хотелось бы. Но ведь во многих ситуациях обойтись без неё
невозможно. Существует межведомственный приказ о взаимодействии
различных подразделений в помощи лицам, оказавшимся в критических
ситуациях. Под этим документом — шесть «высоких» подписей, но, по сути
дела, на сегодняшний день он не работает.
Есть дом ночного пребывания. Учреждение министерства социальной
защиты. Но туда берут только с паспортом, с результатами минимального
медосмотра — в частности, флюорографии, и с направлением из соцзащиты.
Большая проблема у нас не с медицинскими справками, а с восстановлением
у людей документов — это и долго, и сложно.
Хотелось бы организовать такое православное учреждение, о котором в
своё время говорил отец Иоанн Кронштадтский. Где можно было бы человека
подлечить, на ноги поставить, где он мог бы пожить какое-то время
жизнью трезвой, отойти от дурмана, психологически реабилитироваться. Но
для этого, прежде всего, нужна крыша над головой и попечение именно
духовное, церковное. Потому что надёжная мораль может существовать
только в Церкви. Общество, которое существовало вне Церкви, показало,
что оно не имеет в себе никакой устойчивой морали. За время перестройки
все это быстро разрушилось. Духовность, которая идёт от Христа — в этом
учреждении могла бы быть. Но важно, чтобы человек сам захотел бы её
принять — а не так, что кто-то придёт со стороны и в корне на него
повлияет.
Как бездомные обращаются за помощью в службу милосердия? Откуда они узнают о ее существовании?
Слухами земля полнится. Просто люди передают информацию друг другу.
Маршрут нашего автобуса известен: работаем возле православной столовой
Ново-Тихвинского монастыря, где бездомных бесплатно кормят, потом едем
на 4-ю базу, потом — на вокзал. Работаем мы, практически,
круглосуточно. Пока у нас, к сожалению, только двое
мужчин-добровольцев, а они очень нужны для посещений чердаков,
подвалов, теплотрасс. Женщинам там делать нечего. Первая реакция на
такие визиты может быть агрессивной, потому что люди, живущие там,
ничего хорошего от окружающего мира не ждут. Показательный случай.
Директор дома ночного пребывания дал нам информацию о том, что в
теплотрассе возле цирка живут бездомные. Мы приехали – а там уже никого
нет. Когда стали наводить справки, выяснять ситуацию, то оказалось, что
люди, действительно, в теплотрассе жили, но кто-то плеснул в этот люк
бензин и поджог. Люди заживо сгорели. Так что бездомные ничего хорошего
от общества не ожидают и имеют на это основания. Поэтому, конечно,
первыми места их жительства должны посещать здоровые, крепкие мужчины.
Сейчас мы собираем базу данных о местах пребывания бездомных.
Соцзащита обещала нам в этом помочь — у них информационная карта
сложилась во время последних выборов, в которых бездомным тоже
предлагалось поучаствовать. Так что наш маршрут мы будем расширять,
но — повторюсь — для этого нужны мужчины-добровольцы.
С какими просьбами обычно обращаются люди в службу милосердия?
С разными — смотря на какой стадии бродяжничества находится человек.
Зачастую люди, давно живущие на улице, просто заживо гниют. Здесь
требуется, прежде всего, медицинская помощь — лечение обморожений,
ожогов, инфицированных ран. Другой случай — человек, оказавшийся там
недавно. У него, допустим, украли документы, деньги, но он помнит
номера телефонов своих родственников и просит помочь связаться с ними,
помочь вернуться домой.
А есть ли у вас возможность предоставить человеку временное пристанище?
Своего помещения для этих целей у нас нет, есть лишь вечно
разваливающийся автобус — передвижной медицинский кабинет и средство
доставки горячего питания. База-то слабенькая. А помещение, конечно,
просто необходимо: там можно было бы собирать этих несчастных и
оказывать им помощь. Здесь были бы совмещены и функции медпункта, и
функции медвытрезвителя, и функции ночлежного дома.
Какая конкретная помощь нужна службе милосердия?
Если говорить по максимуму, нужны: - нормальная машина — автобус или микроавтобус;
- помещение, о котором мы говорили, состоящее из нескольких
комнат: для дезинфекционной обработки, для медицинского осмотра и
помощи, для изоляции больных туберкулёзом, для всех остальных;
- благотворители, которые хотели бы и могли бы помогать организационно и материально;
- добровольцы-мужчины, готовые в этой, без преувеличения, войне, выполнять работу спасателей.
Если найдутся православные люди, которые хотели бы послужить Богу,
исполнить заповеди, с которыми Христос обращается к нам со страниц
Евангелия: «…алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня;
был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен,
и вы посетили Меня…». (Мф. 25.35–36) — если найдутся такие христиане —
это будет очень хорошо.
Каждый ли должен идти в больницу, или в детский дом, или кормить бомжей? Как определить, в чем именно ты должен участвовать?
О. Максим Козлов: «Проще всего присматриваться к
обстоятельствам нашей жизни, ибо Господь через внешние обстоятельства,
через то, что посылается нам навстречу, ежедневно и постоянно
подсказывает нам, что выбрать и куда пойти. Есть многообразие
христианских обязанностей. Есть многообразие служений, и не нужно одни
другим противопоставлять. Важно каждое дело делать как послушание Богу,
Церкви и ближнему, тогда в нем обретётся необходимое для спасение нашей
души».
О. Димитрий Смирнов: «Надо делать то, что у тебя лучше
получается по твоим возможностям и талантам, что эффективней и даёт,
как преподобный Серафим говорил, больше благодати. В отдельных случаях
бывает так: внутри человека живет доктор, но он не смог реализовать
себя, свою юношескую мечту стать врачом — и вдруг ему предоставляется
возможность трудиться в больнице. Однако часто в больницу или к бомжам
человек идёт не в силу призвания именно к такого рода деятельности —
скорее, Господь призывает его в данный момент, в данной жизненной
ситуации к конкретному служению. Если бы мы не были верующими, то могли
бы сказать, что здесь есть элемент случайности. В больницу идти, или к
бездомным, или что-то другое делать — это не играет никакой роли. Все
бездомные, для которых мы с вами построим дом, все равно умрут. Все
больные, которых мы с вами вылечим, умрут. Все голодные, которых мы с
вами накормим, тоже умрут. Не умрёт только моё сердце, которое в
результате того, что я этого кормил, а этого одел, приобретёт те самые
свойства, которые необходимы, чтобы жить с Богом».
О. Аркадий Шатов: «Не обязательно каждому вступать в общину
сестёр милосердия, не обязательно записываться добровольцем, чтобы
ходить в больницу, не обязательно ходить в детский дом, но обязательно
сострадать чужому горю, участвовать в чужой беде. Дела милосердия
должны совершаться в тайне. Когда они совершаются вместе с людьми, то
здесь, конечно, ничего не утаишь. Значит, должны быть какие-то свои
дела, о которых не должен знать никто. Дела, которые человек должен
совершать не ради награды, не ради тщеславия, а ради Бога, как в
Евангелии написано».
Не только православное сестричество, не только патронажная служба,
не только автобус милосердия сегодня нуждаются в ваших руках, в вашем
труде. Обитель милосердия во имя великой княгини Елизаветы Фёдоровны
Романовой, временно принимающая в свои стены людей, которым просто
некуда пойти, да и пойти они не могут, так как с улицы их привезли с
обмороженными ногами, нуждается в помощниках. А так же Детский
социально-реабилитационный центр, помогающий детям, больным
шизофренией, аутизмом и другими психическими расстройствами, их
родителям, не просто выжить, а жить полноценной жизнью, жизнью, в
которой есть место и творческим занятиям, и паломническим поездкам, и
учёбе…
Сегодня все эти направления служения ближнему объединяет
православный благотворительный Фонд «Милосердие». И если Вы чувствуете
в себе силы и желание потрудиться во славу Божию и во благо ближнего —
Вам всегда подскажут, куда именно эти силы можно приложить, с учётом
ваших возможностей.
Часто православных людей упрекают в эгоизме: «Вы свою душу спасаете, хотите от Бога награду получить»…
О. Димитрий Смирнов: «Мы действительно душу свою спасаем. Но
спасение это заключается в том, чтобы привести свою душу к любви.
Потому что Царство Божие — это царство любви, и ничто, лишённое любви,
туда войти не может. Это, конечно, очень осложняет земную жизнь, потому
что не на себя нужно трудиться, но на ближнего — а страсти мешают».
О. Максим Козлов: «Никогда трезвомыслящий и не безумный
христианин не будет спасать самого себя, отгородившись от мира, который
его окружает, ибо как Господь пришёл, чтобы жизнь Свою положить за
спасение мира, так и мы должны следовать Ему в этом. И спасая свою
душу, быть всегда готовым к тому, чтобы выйти на служение людям. Это
спасение невозможно без отклика на то, что вокруг происходит. Отклик
может быть различен: один действительно будет санитаром, а другой — в
затворе, или на Святой горе, или в доме у себя будет за весь мир
молиться. И неизвестно, кто больше для этого мира пользы принесет…».
Светлана Ладина Полина Митрофанова
Источник: http://www.fondmiloserdie.ru/node/49 |