1 ноября 2009 года исполнилось 145 лет со дня рождения Великой
Княгини Елизаветы Федоровны Романовой — одной из самых почитаемых святых
Русской Православной Церкви. Сто лет назад ею была основана
Марфо-Мариинская обитель — средоточие милосердия и деятельной любви к
ближнему, где «великая матушка» Елизавета Федоровна была
настоятельницей и вместе с сестрами ухаживала за больными и ранеными во
время Первой мировой…
Такие при словах «сестра милосердия» и возникают у современного человека ассоциации (во многом — кинематографические) — война, палата,
сестра, склонившаяся над ранеными в лазарете. И удивительно встретить на
улице Киева сестру милосердия наших дней — будто сошедшую с
исторических полотен и спешащую по своим благим делам. В наше жесткое
время, когда для многих добыча хлеба насущного становится почти
единственным занятием в жизни, деятельность сестер с крестом на косынке —
кажется фантастической. Но и внушающей надежду: есть люди, готовые
отдать свое время и свое сердце ближнему.
Милосердие, которое мы потеряли
Первые общины сестер милосердия в России появились к середине XIX века. А уже в Крымской военной кампании 1853-1954 гг. сестры были на
фронте. К 1877 году, когда русская армия помогала болгарам сбросить
пятисотлетнее турецкое его, в военных действиях принимали участие уже
целые отряды хорошо обученных сестер-профессионалов. К началу войны все
правительственные учреждения и общественно-благотворительные организации
были завалены просьбами женщин (дворянок и крестьянок, мещанок и
представительниц известных фамилий) об отправке их в действующую армию
сестрами милосердия. Врачи открывали бесплатные курсы по подготовке
сестер — в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Чернигове,
Полтаве, Курске, Тамбове, Саратове… В ХХ в. общины сестер милосердия работали уже почти в каждом
губернском городе. Как не вспомнить здесь Первую мировую войну, когда
сама Императрица Александра посвятила себя заботам о раненых. Пройдя
курсы сестер милосердия, вместе со старшими дочерьми — Великими Княжнами
Ольгой и Татьяной — она по несколько часов в день ухаживала за ранеными
в Царскосельском лазарете… Как евангельские Марфа и Мария, сестры Марфо-Мариинской обители
соединяли в себе два образа: заботились о нуждах своих подопечных и
молились с ними, о них. Сестры работали не ради славы, не ради зарплаты.
Они помнили слова Христа: «И кто напоит одного из малых сил только
чашею холодной воды... не потеряет награды своей». И все же в советское время традиция прервалась. На фронтах
Отечественной раненых спасали уже «медицинские сестры». Точное
старомодное слово «милосердие» незаметно ушло из сферы помощи больным и
слабым. А с ним — и само понятие. В наше время иному лежачему пациенту
городской больницы милосердия от сестрички не добиться, не опустив
предварительно в карман ее белоснежного халатика мзду-взятку… Тем важнее возрождающийся институт православного милосердного сестричества.
Желание делать добро
Чуть более полугода назад в Киеве появились первые сестры милосердия.
Сейчас их чуть более двух десятков. Конечно, и организационно, и
численно киевское сестричество, не в пример, российскому, только-только
зарождается. Мало-помалу движение ширится. Так кто же они — сестры
милосердия, чем занимаются?
На мои вопросы ответила Наталья Ярошенко — старшая сестра
Православного Сестричества Милосердия при Верном Казачестве во имя
Святой равноапостольной княгини Ольги:
— Наша деятельность — поездки в дома малютки, акции, которые мы
поддерживаем совместно с союзом православных врачей Украины, помощь в
сборе средств для трансплантации костного мозга при центре Охраны
Материнства и Детства в Киеве, — рассказывает Наталья Владимировна. — Планируем вместе с тимуровцами, привлекая школьников и школьниц,
организовывать уход за одинокими стариками. Есть для нас работа и в
больницах: медицинской мы не выполняем, но можем принести-убрать,
посидеть возле капельницы, помолиться вместе с больным. Хотим
организовать постоянный пост сестер милосердия в больницах, где
медперсонала сейчас катастрофически не хватает…
— Работаете бесплатно?
— Конечно, мы же — волонтеры. Я все свободное время отдаю этому делу, большинство сестер — студентки, есть среди нас и женщина старше 50 лет.
Каждый выбирает себе дело по силам.
— А что нужно, чтобы стать сестрой милосердия?
— Иметь желание делать добрые дела. И… написать заявление.
— Для этого обязательно быть православным человеком?
— Не обязательно. Но мы возрождаем былые традиции милосердия, основываясь на православной вере. Поэтому человек, который будет с нами общаться, попутно будет об этом больше узнавать…
— Важны ли возраст и профессия? Надо ли для этого быть медиком?
— Большинство из нас не медики. Но как раз сейчас организовываются медицинские курсы сестер милосердия. Совместно с руководством катехизаторских курсов Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры мы проведем элементарную медицинскую подготовку для того, чтобы наши сестры, при
необходимости, могли оказывать минимальную помощь. Такие знания всегда
нужны…
— Одежда сестры должны быть особенной? Зачем вам форма?
— Форму носим — по желанию. Надевая ее, показываешь, что открыто исповедуешь Христа, Православие. Даже своим внешним видом несешь эти ценности. Это важно. Кроме того, это красиво и романтично.
— Но сама форма — традиционная? Такую носили сестры в первую мировую войну?
— Нет, в нашем сестричестве она более современная. Однако шилась форма по мотивам той, старинной. Это платье, которое надевается и
завязывается, как халат. Его можно носить поверх одежды. Желтый цвет —
чтобы не пугать детей белым халатом, ассоциирующимся с больницей и еще
потому, что у казачества многие знамена золотистые. Золото — это цвет
Божественный, цвет Славы. И вообще желтый цвет приятный, настраивает на
положительные эмоции…
— А как стали сестрой милосердия, например, лично Вы?
— Я и некоторые девочки уже больше года занимаемся этим делом. Начинали мы при Ионинском монастыре — взяли Благословение, стали ездить в Дома Малютки. А потом появились разные направления работы, возникла необходимость создавать структуру. И мы пришли в Казачество. Казаки нам очень помогают, когда проводим акции, а мы — им.
— Вы где-то работаете, как удается совмещать деятельность?
— Я вообще-то домохозяйка и приняла решение — все время у меня будет уходить на сестричество. Поскольку я занимаюсь всеми направлениями, совмещать деятельность сестры с работой просто не получилось бы. Но большинство сестер у нас — работающие…
— Когда идете по улице в одежде сестры, что спрашивают прохожие?
— Большинство стесняется подойти и спросить. Я иногда сама рассказываю. Православные люди, которые видят нас на мероприятиях, более привычны к нашему виду, ведь сестер часто можно видеть в храмах. В основном — на праздниках. Дела в домах Малютки не видны…
— А что вы делаете в домах Малютки?
— В каждом — то, что нам разрешают и то, что там нужней. В одном у нас есть договоренность: мы приезжаем играть с детками — идем с ними на улицу, общаемся, катаем на качелях. Малышам до трех лет очень нужно
общение, любовь, которую они недополучают. Из-за этого дефицита у них
потом возникают проблемы с усыновлением. С нами детки учатся потихоньку
преодолевать психологическую травму, полученную в детстве: они же все в
основном брошенные — «отказные», с тяжелыми жизненными историями… Так,
потихоньку, два раза в неделю девочки ездят, и это приносит свои плоды.
Педагоги этого детдома довольны, отмечают, что один ребенок стал больше
разговаривать, другой — лучше развиваться… В другом детдоме такой необходимости нет, потому что там больше персонала. Но там, рядом с детдомом, есть храм, и мы каждое воскресенье приезжаем и ведем детей на причастие. Для них это большой праздник! Это действительно очень красивый храм, и дети потом подолгу не хотят оттуда уходить…
—Зачем нужна организация сестер милосердия?
— Для того, чтобы совместно делать добрые дела. Дела милосердия — это дела спасения. Они нужны, прежде всего, нам самим — чтобы быть более чуткими, научиться быть внимательнее к людям. И выполнять заповедь «Возлюби ближнего своего как самого себя»…
Елена Буевич
Источник: http://www.voskres.ru/podvizhniki/buevich.htm |